К НОВОМУ СОКРАЩЕНИЮ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. — H. ГАЛАЙ « ДОБРОВОЛЕЦ
"Доброволец" » № 42 Июнь 1956 г. » К НОВОМУ СОКРАЩЕНИЮ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. — H. ГАЛАЙ



К НОВОМУ СОКРАЩЕНИЮ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. — H. ГАЛАЙ


ОТ РЕДАКЦИИ. Настоящая статья с любезного согласия автора перепечатана нами из «Обзора важнейших событий в СССР», №94, издание Института по Изучению СССР.

Заявление правительства СССР по вопросу о разоружении, 15.5.1956 г., извещает о решении сократить к мая 1957 г. общую численность советских вооруженных сил на 1.200.000 человек, сверх проведенного в конце 1955 г. сокращения на 640.000. Одновременно сообщается, что данное сокращение приведет к расформированию 63 крупных тактических единиц вооруженных сил — дивизий и бригад, в том числе и 3-х авиационных дивизий, части, военных училищ, и постановке на консервацию 375 кораблей военно-морского флота. Соответственно, указывает заявление, должны быть сокращены вооружение и боевая техника вооруженных сил СССР, а также расходы на военные нужды по государственному бюджету.

Объявлению этих конкретных мероприятий предшествовала пространная декларация, повторявшая все обычные советские пропагандные тезисы в отношении проблемы разоружения. Декларация заключала в себе обвинения определенных кругов Запада в заинтересованности в гонке вооружений, и подчеркивала миролюбие и стремление к сосуществованию коммунистической стороны. Завершалось заявление указанием на ожидание аналогичного шага со стороны правительств США, Англии и Франции, что, по мнению советских руководителей, создало бы «реальные предпосылки» «для ускорения решения вопроса о запрещении атомного и водородного оружия».

Одностороннее решение советского правительства о сокращении своих вооруженных сил предопределено целым рядом факторов. Часть причин, толкнувших советских руководителей на это сокращение, обнаруживается уже из текста самой декларации и отчетов советской прессы о реакции на Западе в отношении советского правительственного заявления. Эти причины – пропагандно-политического и экономического характера. Желание возложить вину за неудачу переговоров о разоружении на недавней конференции Подкомитета ООН в Лондоне, на США и Англию, сорванных отказом советской стороны от установления эффективного воздушного контроля разоружения, и стремление воздействовать на широкие массы свободного мира жестом советского «миролюбия» — представляют пропагандно-политическую сторону этого мероприятия. Экономические причины, повлиявшие на решение о сокращении численности советских вооруженных сил предопределены были громадными задачами шестого пятилетнего плана, возлагающего на экономику СССР новое огромное напряжение, усугубляемое еще начатым советскими руководителями состязанием с США и Англией за экономический, а с ним и политический охват так называемых «неразвитых стран Азии и Африки. На это решение несомненно повлияла необходимость освобождения нужных для индустрии рабочих рук от непроизводительной в период мирного сосуществования службы в армии.

Однако можно с полной категоричностью утверждать, что как ни побудительны были эти причины, но решающими оказались соображения военно-политического и чисто военного характера.

Часть этих мотивов была отмечена нами уже по случаю первого сокращения советских вооруженных сил на 640.000. О них дает представление и статья » Новые веяния в советской военной доктрине».

Военные факторы, предопределившие последнее сокращение советских вооруженных сил, заключаются в необходимости капитальной переорганизации вооруженных сил для требований современного развития военного дела в условиях атомной эпохи. Военно-политические же причины повлиявшие в том же направлении заключаются в утрате необходимости для периода «мирного сосуществования» иметь массированные вооруженные силы с обычным вооружением для роли «арми ин бийинг», которую выполняла она в послевоенный период»холодной войны.

Анализ цифровых данных о советских вооруженных силах в связи с названными цифрами намеченных сокращений и установление роли советских вооруженных сил в холодной войне дают представление о замалчиваемом в советском правительственном сообщении.

Данные, имевшиеся в составе советских вооруженных сил до первого их сокращения, т.е. до декабря 1955 г., выражались в следующих приближенных цифрах :

1. Общая численность вооруженных сил — не менее 4.700.000 в том числе:

  • Сухопутные силы, всех родов войск — до  2.600.000
  • Воздушные силы — до 800.000
  • Морской флот и его службы – до 600.000
  • Войска МВД и погр. охрана – до 700-800.000

По количеству основных тактических единиц — дивизий, советские вооруженные силы представляли:

Сухопутные силы — до 170-180 дивизий, из которых до 1/3,55-60 дивизий, бронетанковых войск, кроме того 40-45 дивизий полевой и зенитной артиллерии и 5-6 кавалерийских дивизий. Количество отдельных бригад парашютных, танковых, артиллерийских, инженерных, химических, автомобильных и т д. — неизвестно, но выражается в общей сложности в трехзначных цифрах.

Б. Воздушные силы — предположительно от 70 до 80 воздушных дивизий и значительного количества отдельных полков, отрядов и эскадрилий, охватывающих около 20.000 самолетов первой линии в составе тактической и стратегической авиации.

Морские силы — в составе 4-х флотов: Балтийский, Северный, Черноморский и Тихоокеанский и 5 речных (флотилий, с общим количеством:

3 линейных кораблей /включая будто бы и недавно погибший «Новороссийск»/, 1 броненосец береговой обороны 10 тяжелых крейсеров/ постройки до 2-ой мировой войны/, до 18 легких новых крейсеров/ типа «Свердлов»/, 4-5 легких крейсера /постройки до 2-ой мировой войны/, до 450 подводных лодок/ разных классов/ и до 150 миноносцев.

По несколько сотен судов в каждой из категорий минных заградителей-тральщиков, экскортных, патрульных, охотников, торпедных катеров, десантных, транспортных и других.

В эти цифры не входят суда 5 военных речных флотилий.

Вышеприведенные общие данные о составе советских вооруженных сил, бывших в наличии к концу 1955 года, позволяют, в связи с уже проведенным в декабре 1955 года сокращением численности советских вооруженных сил на 640.000 и намеченной новой программой сокращений, констатировать следующее:

1. Первое сокращение на 640.000 человек не отразилось существенно на количестве основных тактических единиц — дивизий, т.к. лишь предстоящее сокращение на 1,2 миллиона человек предусматривает сокращение числа воинских соединений. Совершенно несомненно, что, если бы число дивизий было уменьшено одновременно с первым сокращением численности советских войск, советская дипломатия использовала бы этот факт в своей «кампании мира.» Первое сокращение было проведено, как мы и предвидели, в виде сокращения штата воинских частей и соединений в тех видах вооруженных сил, которые предназначены к коренной реорганизации.

2. Намечаемое новое сокращение, являясь весьма значительным для общего численного состава вооруженных сил — 1,2 миллиона на 4,1 — 4,3 миллиона наличного состава, т.е. на 28-30 % — весьма незначительно в отношении сокращения числа основных тактических единиц. Так,

а/ Сокращение на 63 дивизии и бригады, в том числе на 3 воздушных дивизии в Германии, не дает возможности судить; какой процент составляет это сокращение для 215-230 дивизий сухопутных сил, для 70-80 воздушных дивизий и для многих сотен бригад сухопутных сил.

б/ Сообщение о постановке 3 75 военных судов на консервацию, при общем наличии больших и малых судов, выражающегося в четырехзначных цифрах,- также совершенно неопределенно.

в/ Указание на сокращение воздушных войск на 3 дивизии, находящиеся в Германии, где наряду с 22 дивизиями сухопутных войск имеется одна воздушная армия, т.е. примерно до 10 воздушных дивизий, не дает возможности судить: ограничивается ли общее сокращение воздушных сил лишь этими тремя дивизиями, или более значительно?

Таким образом, общему крупному сокращению численности вооруженных сил, если оно будет проведено, не соответствует пропорционально незначительное сокращение числа основных тактических единиц, т.к. программа сокращения весьма двусмысленно говорит не только о дивизиях, но и о бригадах. Данный факт с несомненностью свидетельствует о проводимой коренной реорганизации структуры вооруженных сил, и в частности наиболее многочисленной части их — сухопутных войск. Целью реорганизации, как можно с определенностью заключить из сообщений советской военной печати, является приспособление структуры армии к требованиям атомной войны. Появление атомного тактического, т.е. применяемого на полях сражений, оружия, делающее массовые советские армии уязвимой целью этого оружия, властно потребовало этой реорганизации. Она представляет аналогичный, но может быть еще более решительный шаг в данном направлении, который был уже сделан американскими вооруженными силами в так называемом «Ньют Лук» их стратегии.

В статье «Проблемы атомной войны и советские вооруженные силы» нами были в свое время отмечены как общие трудности, так и специфические для советской армии в отношении приспособления сухопутных сил к требованиям атомной эры. Многочисленность воинских соединений советских сухопутных сил вида войск наиболее трудно приспособляемого к этим требованиям, была тогда отмечена, как одна из специфических трудностей для советской армии. Совершенно очевидно, что экспериментирование с коренной организацией организационных форм войсковых соединений гораздо сложнее проводить при наличии 170-180 дивизий, чем, например, в отношении 20 американских сухопутных дивизий. Тем не менее можно считать, что определенный этап экспериментов и даже частичной реорганизации уже проведен, как свидетельствуют недавние выступления маршалов Жукова, Соколовского и Василевского. В связи с предстоящим сокращением советских вооруженных сил в текущем году, реорганизация их даст совершенно новую структуру советской армии.

Если о деталях будущей реорганизации еще не имеется точных данных в широкой прессе на Западе, все же можно с достаточным основанием предвидеть общие линии нового развития советских вооруженных сил.

1. Сухопутные силы. Сокращение числа войсковых соединений вряд ли затронет танковые и механизированные войска. Сообщения «Красной Звезды» и других советских военных журналов и газет о ведущейся боевой подготовке, и тактических занятиях ясно свидетельствуют о значении, придаваемом советскими руководителями, в полном единодушии со взглядами западных военных специалистов, танковым соединениям в условиях атомной войны./ Уже е концу 1955. г. на Западе имелись данные о значительном усилении количества танков, примерно в 1,5 раза, в советских танковых и механизированных дивизиях Этим каждая из советских танковых дивизий примерно сравнялась по количеству танков с американской танковой дивизией/.

Полная моторизация сухопутных войск, будто бы уже завершенная, как указал маршал Жуков, качественное усиление и реорганизация танковых войск, усиление воздушно-десантных войск и зенитной обороны, реорганизация служб снабжения и тыла, параллельное уменьшение числа стрелковых дивизий/ их

имелось около 100-110/, а также, возможно, числа дивизий полевой артиллерии, благодаря наличию атомной артиллерии и тактических ракет, — будут представлять основные черты тактической реорганизации сухопутных сил.

2. Воздушные силы. Качественное усиление стратегической авиации в связи с переоснащением ее новыми мощными типами дальних бомбардировщиков/ типы 39 и 37, соответствующие американским типам Б-47 и Б-52/, будут, повидимому, иметь следствием некоторое уменьшение авиационного парка стратегической авиации. Данное сокращение числа самолетов стратегической авиации, по сравнению с нынешним составом её, имеющим на оснащении еще и старые типы Ту-4 и Ту-75, логично при наличии атомного и водородного оружия, а также ракет дальнего действия, что позволяет отказаться от многочисленных флотов тяжелых бомбардировщиков с обычным бомбовым оснащением, как это имело место в минувшую войну. Это сокращение повлечет, вероятно, и сокращение числа воздушных дивизий не только в стратегической авиации, но и в дивизиях легких бомбардировщиков /тактической авиации/ при оснащении их тактическим атомным оружием.

Однако, количественное уменьшение авиационного парка и, вероятно, числа воздушных соединений в бомбардировочной авиации обоих ее видов/стратегической и тактической/ будет возмещено развитием истребительной и штурмовой авиации, развитием ракетного оружия, также как всех средств зенитной обороны.

«В строительстве вооруженных сил, — сообщил маршал Жуков на XX съезде, — исходим мы, в отличии от прошлого, из требований массового применения военно-воздушных сил, разнообразного ракетного оружия и разных средств массового поражения — атомного, химического и бактериологического.

Об усилении воздушных сил в общем комплексе советских вооруженных :ил указывали в недавнее время и маршалы Василевский и Соколовский. Таким образом, новая реорганизация будет знаменоваться новым усилением воздушной мощи СССР за счет других видов вооруженных сил.

Военно-морские силы. Существенные изменения должны будут произойти и в военно-морском флоте. Рядом военных специалистов Запада были констатированы аномалии в развитии советских морских сил. Смена адмирала Кузнецова в 1956 г., как и предыдущая отставка адмирала Юмашева в 1950 г., связаны были с борьбой разных взглядов и течений в отношении задач советского морского флота и методов решения этих задач. Разные точки зрения ответственных руководителей советских морских сил на роль и значение приморских баз-крепостей, роль надводного и подводного флота, значение нового макетного оружия, взаимодействие с армией и самостоятельные действия моржих сил, отразились на строительстве морских сил в послевоенное время. Можно считать, что в отличие от других видов вооруженных сил, кристаллизация морской теории СССР не была завершена до последнего времени. Слова, предписываемые Хрущеву по поводу недавней отставки адмирала Кузнецова, главнокомандующего морскими силами СССР, что…»Кузнецов хотел в будущую войну сражаться оружием прошлого», — дают указание на значение предстоящей реорганизации морских сил.

Оценивая намечаемое значительное сокращение общей численности вооруженных сил СССР при менее выраженном уменьшении числа тактических единиц, южно сделать вывод, что советские руководители не собираются лишать свои сооруженные силы той политической роли «арми ин бийинг», которую они выполняли до настоящего времени. Эта роль, которую играли советские вооруженные силы в холодной войне, заключалась в наличии мощной, постоянно готовой к немедленному вводу в действие армии, уже одним своим существованием навивающей, как Дамоклов меч, над каждым противником, и готовой в зародыше подавить все силы сопротивления на континенте. Данная задача психологического давления в холодной войне успешно применялась советской стороной, пока Западом, в лице его лидера США, не был разгадан блеф давления неоснащенной к войне в атомную эпоху советской армии. Предстоящая реорганизация советских вооруженных сил имеет задачу вернуть им, утерянную в последнее время, возможность играть роль атомной «арми ин бийинг».

В свете этих соображений можно считать вполне логичной оценку новых мероприятий СССР министром иностранных дел Даллесом, отметившим, что ему кажутся более опасными добавочные людские резервы, работающие в советской атомной индустрии, чем те же 1.200.000, несущие караулы в казармах в мирное время. Еще более определенно мнение главнокомандующего сил НАТО генерала Грюнтера, отметившего, что ему представлялось непонятным: как могли в эпоху атомного оружия советские руководители обосновывать так долго содержание 175 дивизий? Сокращение на 63 дивизии, указывает генерал Грюнтер, довольно точно соответствуют «нашим» /т.е командования НАТО/ расчетам об их потребностях. При наличии 100 дивизий, считает он, СССР может осуществить то же военное воздействие, что и ныне. «После же проведенного сокращения, они будут иметь еще 112 дивизий и в это число не включены 75-80 дивизий европейских сателлитов.»

Расчёт генерала Грюнтера говорит о сокращении советских сил на 63 дивизии. Выше было отмечено, что советское заявление говорит о том же числе дивизий и бригад. Поэтому расчет ген. Грюнтера является максимально оптимистичным для Запада в отношении ожидаемых результатов сокращения советских вооруженных сил.

Таким образом, реорганизация советской армии имеет целью не только приспособление её к требованиям новой атомной эры в военном деле на случай нового мирового конфликта, но и более близкую политическую цель: создание психологического давления на свободный мир в виде наличия атомных вооруженных сил «ин бийинг». Можно сделать прогноз, что это давление будет использовано советской политикой двояко. С одной стороны — для продолжения усилий с целью добиться полного запрета атомного оружия, которое в руках свободного мира парализовало возможность использования советской стороной его главного фактора военного превосходства: массовых армий с обычным вооружением, — могущих непосредственно или через сателлитов развязывать малые локальные конфликты. С другой стороны — психологическим давлением вооруженных атомным оружием советских военных сил, если не удастся добиться запрета атомного оружия, воздействовать на международное положение с «позиции силы».

H. ГАЛАЙ

 

© ДОБРОВОЛЕЦ



Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Глаза б мои не виделиПредвзято, тенденциозно, скучноСталина на вас нетПознавательно.Спасибо, помогли! (Вы еще не оценивали)
Loading ... Loading ...



Другие статьи "Добровольца":

Автор:

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.