СУДЬБА БЕРИИ И МИРОВАЯ ПЕЧАТЬ. — А.МОР. « ДОБРОВОЛЕЦ
"Доброволец" » № 9 Сентябрь 1953 года » СУДЬБА БЕРИИ И МИРОВАЯ ПЕЧАТЬ. — А.МОР.



СУДЬБА БЕРИИ И МИРОВАЯ ПЕЧАТЬ. — А.МОР.


Вряд ли кто-нибудь на свете пролил слезу о судьбе Берии. При получе­нии известия о его аресте и предании суду на языках всего мира было, вероятно, сказано лишь: «по делам вору и мука.»

Сообщение ТАСС об аресте Берии поставило в тяжелое положение два сор­та людей: руководителей компартий разных стран и журналистов. Это особен­но характерно выявилось на примере итальянской компартии. Нескромность и болтливость некоторых ее членов дали возможность представить себе, что делалось на душе руководящих партийцев Италии и ответственных редакторов партийной печати в ночь с 10 на 11 июля, когда было получено это изве­стие. Это было, вероятно, самым тяжелым временем их жизни.

В итальянской компартии существовало убеждение, что Берия представ­ляет собой в советском триумвирате бывшую линию Сталина, более грубую и решительную,  а Маленков — инициатор новой, более мягкой тактики. Не ис­ключалась, конечно, возможность, что эти два направления столкнутся.

Полученное известие вызвало панику: опубликовывать его или нет? Оно, конечно, доказывало, что в Кремле что-то творится, но оставалось неиз­вестным, во что это выльется… Один из редакторов римского издания «Унита», — главного органа итальянской компартии, — так и предлагал: задержать опубликование на случай, что через день-два придет новое известие, что Берия ликвидировал Маленкова. Члены ЦК сидели над простым и кратким сооб­щением и не знали, что им делать.

В случае каких-либо затруднений, партийные органы привыкли обращаться за разъяснениями и указаниями в советское посольство, но в данчом случае они на это не решились.

. Если полная растерянность царила в главной квартире партии в Риме, то каково же было положение руководства партийными отделами в провинции? Их секретариаты не давали покоя центру, требуя подтверждения известия и указаний, как поступать.

Только по получении дальнейших сообщений из Москвы все вздохнули свободнее. Но все же только через неделю, на заседании ЦК 17-го Июля бы­ли выработаны подробные комментарии и лишь через десять дней, 20-го июля Орлянди смог сделать свой первый подробный доклад о случая Берии секретарям отделов и представителям партийных ячеек в отдельных производствах.

В его освещении особенно подчеркивалась своевременность и быстрота, с которыми ЦК КПСС разоблачил и ликвидировал предателя, что произвело несколько странное впечатление, если подумать, что «изменник» действовал в партии 36 лет, из коих долгое время в канотье звезды первой величины.

Среди яростно нападавших на Берия на многочисленных собраниях и со вкусом топтавших ногами советского вельможу, недавно павшего, особенно выделялась в Италии двое: д’Онофрио и Роботти. Это не удивило тех, кто знал, что они считались ставленниками и друзьями Берии.

Но и многие представители свободной печати тоже были поставлены в тя­желое положение известиями из Москвы. Мировая пресса в этом случае, как, к сожалению, часто, посколъко дело касается событий за железным запро­сом, проявила чрезвычайно малую осведомленность и отсутствие всякой способности ориентироваться

Истерические предсказания якобы вот-вот предстоящей третьей миро­вой войны, которые, вот уже семь лет, никак не желают сбыться, уверенность, что раскол Тито с Москвой произошел по сговору со Сталиным, о чем приходилось читать в мировой печати, после ссоры Белграда с Коминформом; не умолкшие вполне даже до сих пор ни на чем не основанные на­дежды, что Мао Цзе Дун окажется Тито в китайском издании, — все эти при­меры показывают поверхностность и легкомыслие мировой печати в оценках творящегося на востоке.

То же произошло и после смерти Сталина. О каких только диких ком­бинациях не приходилось читать первое время! Но понемногу выкристалли­зовалась версия, которой на некоторое время суждено было победить все другие.

Родилась она с легкой руки «Нью Иорк Таймс», сообщившей своим чи­тателям 6-го апреля, что после освобождения арестованных врачей не мо­жет быть уже и сомнения в том, что Берия является победителем над всеми другими соперниками. Замена Маленкова Хрущовым в секретариате партии служила дополнительным доказательством,  что песенка первого спета. Его ликвидация — вопрос времени.

Эта глубокомысленная оценка положения была сразу же перенята английским «Манчестер Гуардиан» и французским «Фигаро» и с тех пор прочно ук­репилась в мировой печати. Отныне Берия сделался лошадью номер первой в кремлевском манеже, а Маленков его «политическим, если не физическим его пленником». Итальянская «Коррвере делля Сера» сообщила, что по американ­ским сведениям, Сталин был убит группой Берия. Можно было читать на всех языках мира, что «все ценное приходит с Кавказа», что Берия является хо­зяином в Грузии, как, впрочем, и в других советских республиках, и еже­дневно за счет Маленкова.

И вдруг такой афронт!

Популярность этой темы зашла так далеко и мировая журналистика так ею убаюкадась, что с несколькими журналами произошел большой скандал: они вышли в свет со статьями, трактующими все ту же версию, когда еже­дневные газеты уже сообщили о падении Берия.

Ошибки всегда бывают. Многие газеты просчитались в свое время, предсказав победу на выборах президента США не Труману, а Дюйи. Но ложная оценка положения на востоке не может считаться случайной ошибкой, а скорее походит на систематическую дезинформацию — для этого слишком часто она повторяется.

К этому следует отнести и полную неразбериху в Америке по русскому вопросу, хотя там, казалось бы, и произошли некоторые просветления в этом смысле: русский народ не всегда уже идентифицируется с советским правительством, а иногда даже признается за лучшего союзника в борьбе против кремлевской шайки. Но иной раз и даже нередко, приходится слы­шать и старые песни: советский империализм есть естественное продолжение империализма царского и цели его те же — мировое владычество; коммунизм есть чисто русское явление и бороться надо поэтому не против большевиз­ма, а против русского народа.

Как бы все это ни было глупо, но часто еще случается читать это, особенно в английской и американской печати.

И плохо не то, что это так глупо, а то, что это невероятно опасно и для России и ее народов, и для Европы, и для всего человечества.

А.МОР.

 

© ДОБРОВОЛЕЦ



Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Глаза б мои не виделиПредвзято, тенденциозно, скучноСталина на вас нетПознавательно.Спасибо, помогли! (Вы еще не оценивали)
Loading ... Loading ...



Другие статьи "Добровольца":

Автор:

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.