В одном из представлений для детей, которые ставились в «доисторические» времена, до мировой войны, в Московском театре Корша, имелась в репертуаре пьеса, изображавшая чудесное странствование одного мальчика. В это пьесе имелось действие, которое называлось «в царстве дурандасов» Это царство, куда забрел молодой путешественник, было с внешней стороны как всякое царство доброго старого времени: король, придворные, министры, чиновники, ученые, врачи, инженеры и сам народ. Необычным в этом царстве были лишь то, что все оно состояло из добрых, наивных, но сплошных дураков — «дурандасов». Попавший в это царство мальчик присутствует на совещании во дворце, ведущимся по поводу выскочившего на носу короля прыщика, когда министры, придворные и врачи предлагают свои рецепты к устранению королевского изъяна. Эти рецепты — один нелепее другого — предлагаются королю присутствующими на совещании «дурандасами» и отвергаются королем с не менее дурацким обоснованием. Тем не менее последний рецепт: отрезать королю голову, для устранения прыща на носу, — принимается несмотря на возражение боящегося щекотки короля, благодаря диалектическим доводам одного из придворных, который является лишь маскирующимся под «дурандаса» тайным иностранным врагом этого короля и счастливой страны «дурандасов».
Вероятно помимо воли и намерений автора этой пьесы, она оказалась пророческой для русской эмиграции — старой, новой и новейшей. В положении странствующего мальчика по чужим царствам, эмиграции часто приходится быть свидетельницей разных совещаний, которые, хотя и проводятся на самых «высших уровнях», по сути, однако, напоминают описанное выше в царстве «дурандасов». Достаточно вспомнить хотя бы Мюнхенские переговоры западных государственных представителей с Гитлером, Ялтинские переговоры западных союзников со Сталиным, или Женевскую конференцию 1955 г. с Булганиным и Хрущевым, чтобы в памяти невольно возникла виденная в детстве пьеса, с той лишь разницей, что ныне вопрос идет не о прыще на носу короля, и даже не о его голове, а о более существенных проблемах.
Продолжающиеся в Лондоне, в Подкомитете ООН по разоружению, переговоры также относятся к этой категории совещаний. Действительно, что же происходит ныне в Лондоне?
С представителями коммунистической власти, силой поработившей нашу страну и ряд других народов, с властью, цели которой — насадить во всем мире любыми способами и средствами изуверскую коммунистическую систему — всем известны, ведутся серьезными людьми «серьезные» переговоры о запрещении тех или иных видов оружия, об ограничении вооружений, об обоюдном сокращении количества вооруженных сил. По ходу этих переговоров издаются коммюнике, ответственные политические деятели отмечают «ухудшения или улучшения обстановки», говорят о «конструктивности» тех или иных предложений советского представителя Зорина и т д.
В предыдущем номере «Добровольца», в статье «квадратура круга или проблема разоружения», нами отмечены были теоретические взгляды советских руководителей на проблему разоружения, взгляды высказанные ими же самими. Эти высказывания свидетельствуют, что в возможность разоружения при наличии в мире двух противоположных систем советские руководители не только не верят, но и не считают желательным подобное разоружение. Переговоры о разоружении являются для них лишь целью, как открыто подчеркивали они, занять выгодные пропагандные позиции и принудить «капиталистического» врага к разоружению, сохраняя за собой все возможности обойти принятые обязательства по разоружению. О том, что эти взгляды известны руководителям политики стран свободного, мира, свидетельствуют требования, выдвигаемые ими о контроле разоружения. Поэтому, хотя внешне эти переговоры и отличаются от тех дискуссий, которые имели место на сцене театра Корша в примитивном царстве «дурандасов», однако это отличие лишь внешнего порядка.
Действительно, если бы представить себе, что полиция какого-либо города начала переговоры с шайкой бандитов, терроризовавшим город, о разграничении «сфер влияния» в городе и о сокращении количества вооружения обеих сторон — полиции и бандитов, то вряд ли граждане этого города чувствовали бы свое положение более обеспеченным, а подобные переговоры полностью подошли бы для легендарного царства «дурандасов».
Переговоры в Лондоне имеют, по существу дела, большое сходство с приведенными выше в виде теоретического предположения. От этого сходства их не спасает и требование контроля разоружения, т.к. надеяться проконтролировать доходы карманных воров разгуливающих на свободе или деятельность бандитской шайки, которой предоставляется свобода действий в отношении половины всего человечества, — задача безнадежная. Наиболее эффективная форма этого контроля — воздушный неограниченный контроль, от допущения которого решительно отказываются советские заправилы, может в лучшем случае предупредить о вероятности готовящегося нападения, но не предотвратить его, если советская сторона примет в определенный момент решение начать войну. Что же касается возможностей наземного контроля, весьма тяжеловесного и неуклюжего, то возможности его обхода — безграничны. Несколько примеров из прошлого, недавнего опыта подобного контроля полезно было бы вспомнить.
Так, известно, что когда немцы обратились в 1918 году к главнокомандующему союзными армиями маршалу Фошу с просьбой о перемирии, то Фош, в ряде условий перемирия, потребовал немедленной передачи от немцев 3.000 орудий, считая, что после этого немцы не в состоянии будут возобновить борьбу, если бы и решили это сделать. Людендорф в своих воспоминаниях указывает, что благодаря ошибке в немецком планировании, перегрузившими к 1918 г. немецкую армию лишним количеством легких орудий, эти 3.000 орудий были взяты из немецких складов, не уменьшив ни на одно орудие оснащение и резервы полевых дивизий. Между тем как Фош и его начальник штаба Вейган умели производить оперативные и технические расчеты, о чем свидетельствует факт, что дата, когда немцы запросят перемирия была Фошем предсказана с точностью до одного дня за 3 месяца до события, по учету износа в боях имевшихся немецких резервов. Еще более поучительные просчеты описывает в своих воспоминаниях о деятельности в 20х-30х годах союзной контрольной комиссии в Германии ее председатель французский генерал Ноллэ. Его вывод, что в стране насчитывающей около 500.000 кв. клм., как имела Германия, имеются самые неограниченные возможности обхода контроля, принимая во внимание тесное переплетение военной индустрии с таковой вообще. Этот вывод ген. Ноллэ вынужден был сделать несмотря на то, что Германия буквально кишела представителями контрольной комиссии и в Веймарский период доступ их к любым объектам не был ничем ограничен.
В свете этих двух эпизодов прошлого становятся удивительны оптимистические высказывания западных представителей на Лондонской конференции, поведавших недавно с ликованием о «сближении» точек зрения на вопрос о сокращении вооружений обычного типа и о передаче определенного количества боевой техники обеих сторон/танков, орудий, военных кораблей и т. д./ на «резервацию», под общий контроль. Если учесть, например, что в минувшую войну Советский Союз закончил, имея в боевых частях более 20.000 танков и производя до 30.000 танков в год, и что со времени окончания войны прошло 12 лет, в течение которых в СССР было произведено минимально 75.000 танков/около 6,5 тысяч в год/, то становится очевидной вся иллюзорность успехов на пути подобного сокращения вооружений. Выделение из этой массы советских танков, точное количество которых никому на Западе неизвестно, некоторого количества на резервацию нисколько не уменьшит доминирования советских вооруженных сил над западными в обычном вооружении, тем более, что возможность перехода в любой момент к полной продукции, минимально в 50.000 танков в год, /по расчетам западных специалистов/ не может быть предотвращена никаким контролем над 22 миллионами кв. клм.
Наконец, недавнее сообщение командования ООН в Южной Корее указывало, что несмотря на договор о перемирии, включавший в 13-м пункте запрещениё усиления сил и средств обеих сторон, Северная Корея значительно усилилась за истекший период с 1953 г., несмотря на активную деятельность по обе стороны демаркационной линии контрольной комиссии. Так, неимевшая собственной авиации Северная Корея ныне обладает 770 самолетами нового турбинного типа, возросшей с 287.000 до 400.000 сухопутной армией, усилившейся более чем на 500 орудий артиллерией, новыми советскими танками, 120 новыми военными судами. Это усиление северо-корейской армии заставило американское командование принять решение об усилении южно-корейских и собственных войск новейшей военной техникой, чтобы выправить создавшееся положение.
Таковы недавние опыты из попыток контролируемого разоружения. Вряд ли они могут считаться обнадеживающими на будущее, несмотря на искренний или деланный оптимизм участников Лондонского толчения воды в ступе. К счастью для свободного мира еще достаточно авторитетно влияние тех кругов и тех сил, которые ясно отдают себе отчет в опасности создавшегося положения. Именно этими кругами и их влиянием создана была система стратегического «зонда», защищающего свободный мир от коммунистической агрессии, в виде дальней авиации США с атомным оружием, способной к мощным репрессалиям. Этим «зондом» только и сдерживалась коммунистическими власть от соблазна развязать новую войну своими массовыми армиями. Будем надеяться, что этим кругам удастся предохранить свободный мир от рискованных экспериментов сторонников разоружения любой ценою, демагогически делающих себе карьеру на жажде мира человечеством и не имеющих другого рецепта, как предложить соглашение с несвязанными ни моралью, ни правом советскими «коллективными» руководителями.
Н. СТАРИЦКИЙ
Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Другие статьи "Добровольца":
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ КВАДРАТУРА КРУГА ИЛИ ПРОБЛЕМА РАЗОРУЖЕНИЯ. — Н. СТАРИЦКИЙ
- К 40-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
- О ЧЕМ ВАМ ГОВОРЯТ, ЧЕГО ВАМ НЕ ГОВОРЯТ, И НАД ЧЕМ ВАМ СЛЕДУET ПОДУМАТЬ (№19). — Н.СТАРИЦКИЙ
- К НОВОМУ СОКРАЩЕНИЮ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. — H. ГАЛАЙ
- СВОЙСТВО ЯРОСЛАВА МУДРОГО. — В. ШИРЯЕВ
Автор: Н.СТАРИЦКИЙ