Заканчивается уборка хлеба на целинных землях, можно уже подвести некоторые итоги и составить представление о результатах освоения целинных земель.
Уборочная кампания на целинных землях Сибири и Казахстана была лучше подготовлена и началась в более благоприятных условиях, чем в других районах страны. Ни в людях, ни в технике недостатка не было. К кадрам, мобилизованным зимой и весной «на освоение целины», прибавились кадры мобилизованные на уборку урожая. Людей, в том числе и специалистов, а также и всякого рода партийных погонял, на целину нагнали больше, чем требовалось. К технике, имеющейся на месте, прибавилась техника специально привезенная для уборки урожая. Новые тракторы, комбайны и зерноочистительные машины прямо с конвееров заводов направлялись на уборку урожая в Сибирь и Казахстан. Огромное количество тракторов и комбайнов, вместе с трактористами и комбайнерами, было переброшено из районов уже закончивших уборку. Во всех крупных городах, вместе с шоферами, был мобилизован автотранспорт; сведен был по-военному в «автороты» и направлен на уборку целинных земель. Техники было сосредоточено значительно больше, чем ее требовалось.
Расчет был на то, чтобы массированным применением техники успеть убрать урожай до наступления осенней распутицы. Определены были и сроки: не больше, чем в 20 дней. Советская пресса гордо заявляла, что «на целинных землях созданы все условия для успешного проведения уборки урожая и хлебозаготовок». Казалось, что уборка урожая на целинных землях будет проведена значительно лучше, чем в остальных районах страны. Но так только казалось. Все было хорошо «на бумаге, да забыли про овраги». Такими оврагами и на целине, как и во всей стране, оказались люди. У людей же не оказалось главного — интереса и желания работать на «партию и правительство.» Люди «регульнули» уборочную и на целине. Факты, показывают, что уборка урожая на целинных землях проходит еще хуже, чем в остальных районах страны и с еще большими потерями урожая. Вместо декретированных 20 дней, уборка длится уже больше двух месяцев и завершит ее, очевидно, суровая сибирская зима.
Советская пресса лишилась уже былого оптимизма и ищет сейчас козлов отпущения, на которых можно было бы свалить вину за провал уборки урожая и на целинных землях. «Известия» от 9-го сентября признают, что » уборка идет хуже чем в прошлом году». «Главная причина отставания заключается в том, что советские работники, руководители МТС и колхозов проявляют медлительность, мирятся с серьезными недостатками в организации уборки хлебов». Очень плохо на уборке используется техника.
В артели «Красный Октябрь» (Красноярской области) десять комбайнов за десять дней скосили только 110 гектаров, т.е. косили по одному гектару на комбайн в день. «Длительные простои комбайнов стали обычным явлением и в Камалинской МТС». «В Емельяновском районе три МТС имеют 150 комбайнов, но средняя дневная выработка на комбайн не достигает и двух гектаров». «Руководители исполкома краевого совета и управления сельского хозяйства -благодушно относятся к создавшемуся положению.» Газета жалуется на то, что наряду с суматохой и штурмовщиной широко распространены «расхлябанность и недисциплинированность на уборке и хлебозаготовках и безответственное отношение к хлебу».
Специальный корреспондент «Известий»(в номере от 5 сентября) в Алтайском крае пишет:»Многие агрономы и инженеры МТС еще не стали организаторами уборки урожая. Наблюдается безучастное отношение специалистов к работе комбайнового парка. В Серебропольской МТС 13 агрономов, 3 инженера, 7 участковых механиков, а выработка комбайнов не достигает и половины нормы. Районные и краевые организации не сумели поднять, нацелить огромную армию специалистов МТС на борьбу за высокие темпы и качество уборочных работ,» В виде иллюстрации низкой выработки комбайнов, корреспондент приводит жалобу комбайнера Кузьменко: «Два наших комбайна, жалуется он, сделали за день четыре круга вместо двенадцати. Нам выделили три грузовых машины. В одной из них лопнул картер маховика и ее пришлось тащить в мастерскую. Потом поломалась и вторая. На два комбайна осталась одна автомашина. Вот и получается, что мы полчаса косим, а час стоим. Какая тут может быть выработка.»
Такая же суматоха и бесхозяйственность происходит и в Акмолинской области. Специальный корреспондент «Известий», в номере от 28 сентября, приводит характерный разговор агронома с комбайнером. Агроном останавливает комбайн и спрашивает комбайнера: «почему вы продолжаете косить на высоком срезе? Мною было сказано, чтобы десять гектаров перекосили. Почему вы не выполнили этого указания?» — «Агроном указал, отвечает комбайнер, а бригадир Кондыбко по-своему приказал — не прекращать косовицу. Кому теперь подчиняться, просто не знаю». «На массиве в 8 тысяч гектаров работает 27 комбайнов, как за всеми усмотреть?» — жалуется агроном. «Практика показывает, жалуется, в свою очередь корреспондент «Известий, что агрономы не проявляют себя боевыми организаторами борьбы за высокие темпы и качество уборки урожая. Не чувствуется их влияния в планировании страдных работ». Все жалуются, а бесхозяйственность и порча урожая продолжается. «По дорогам от совхозов в районный центр Атбассар, пишет тот же корреспондент, желтоватые хлебные россыпи покрывают колею и дорожные обочины. На ухабах зерна еще больше, — видно, что оно сыпалось через борт кузова. На щетинистой стерне, в кучах соломы можно увидеть много колосьев, истоптанный хлеб. Кругом гривки несжатой пшеницы, под ногами срезанный колос. Машины не отрегулированы, убирают на высоком срезе, зерноуловителей нет».
Не лучше положение и в Томской области. Специальный корреспондент «Известий», в номере от 21 сентября пишет: «В Тегорском, Туганском, Зырянском, Молчановском, Пышкино-Троицком и Чианском районах средняя выработка на комбайн не превышает двух-трех гектаров в день. В совхозах и колхозах области велики потери урожая. Много зерна уходит из комбайнов вместе с соломой и половой, остается на полях в колосьях, теряется при транспортировке, во время очистки и просушивания. На токах скопились тысячи тонн зерна. Зерно портится и гниет».
Еще хуже положение со скошенным уже хлебом. Вот как это положение описывает специальный корреспондент «Известий» из Кустонайской области в номере от 12 сентября: «Сырое зерно из-под комбайнов свозится на тока, осыпается к огромные кучи, сгорается и гибнет. На току колхоза имени Чапаева лежит под открытым небом 50.000 пудов пшеницы. Два комбайна заняты тем, что пропускают через решета слежавшееся зерно, но оно продолжает портиться буквально на глазах. Часть сырой пшеницы проросла, ее отправляют на животноводческие фермы. Испорченным зерном будут кормить скот. «Губим, губим хлеб, — озабоченно и беспокойно говорят колхозники…» и в душе, добавим от себя, проклинают советскую власть. Такая же картина, утверждает корреспондент, «в Урицком, Узункольском, Пресногорьковском и других районах области». «На токах скопились сотни тысяч пудов зерна и зерно подвергается порче». «Автотранспорт не может нормально работать из-за непроезжего состояния дорог. Машины вязнут и буксуют не столько в пути по степным плохим дорогам, сколько в населенных пунктах. Лестные органы не позаботились своевременно о ремонте мостов и переездов. И теперь в любом населенном пункте стоят застрявшие в грязи машины с зерном.»
Примерно та же картина и в Алтайском крае. Специальный корреспондент «Известий» в номере от 29 сентября пишет: «На окраине города Алейска возвышаются горы зерна. Хлеб беспорядочно разбросан прямо на раскисшей от дождей земле. Часть зерна уже проросла, пропадает. У зерна от зари до темна пасутся стаи гусей, уток и кур, кормятся телята». Этот склад зерна в грязи «возник в конце августа, когда на алейский элеватор потоком устремился хлеб нового урожая. Значительное количество доставленного зерна оказалось влажным, сорным, некондиционным. Тогда то руководители элеватора и предложили сваливать сюда некондиционное зерно. Подобные тока образовались также в Поспелихинском, Шелаболихинском, Шипуновском, Каменском и других районах края. Здесь зерно неделями лежит под открытым небом, проростает, гибнет. А от ворот элеваторов и заготовительных пунктов к ним продолжают поворачивать все новые вереницы автомашин, доставляющих влажное и засоренное зерно». «Но почему не подрабатывают, не сушат зерно на месте, до отправки в элеваторы? Ведь в МТС, колхозах и совхозах края насчитывается около полутора тысяч зерносушилок, достаточно зерноочистительных машин. А дело в том, что большая часть этой техники бездействует; плохо организован труд на токах по чистке и сушке зерна.» «Многие председатели колхозов и бригадиры полеводческих бригад не утруждают себя заботой об очистке и сушке зерна, уповая на то, что это будет делать за них кто-то другой.»
Много зерна портится и гибнет из-за плохой работы автотранспорта. Вот что пишет по этому вопросу специальный корреспондент «Известий», в номере от 23-го сентября, из Казахстана: «Для перевозки зерна с токов на заготовительные пункты в Кокчетавской области выделено несколько тысяч грузовых автомашин. Однако используются они крайне непроизводительно — не больше чем на 30-40%.» «Многие шоферы выполняют нормы только на 20%. Кокчетавский трест Союззаготтранса имеет 2200 автомобилей. Из-за крайней неорганизованности работы шоферов, с токов на элеваторы за первую декаду сентября перевезено всего лишь 22 тысячи тонн зерна. Производительность — одна тонна в день на машину. Больше 30% машин ежедневно простаивают из-за технических неисправностей.» Велики простои автотранспорта как при нагрузке зерна на токах, так и при разгрузке его на элеваторах и заготовительных пунктах». В Рузаевском районе «автомашины при каждом рейсе по два-три часа стоят на токах в ожидании погрузки зерна, на заготовительных пунктах они часами ожидают разгрузки.» «Такую же картину можно ежедневно наблюдать на заготовительных пунктах Арык-Балыкского, Айртаусского и других районах области. На Тайчинском элеваторе, например, шестьдесят автомашин Одесской автороты однажды стояли в ожидании разгрузки тринадцать часов. Каждый день, говорят шоферы, работники элеватора задерживают нас на пять-шесть часов. Об этом знаю областные организации, но, как говорится, воз и ныне там.» «На Кокчетавский элеватор зерно доставляют и машины-самосвалы. На разгрузку такой автомашины, как известно, требуется 12 секунд, но на элеваторе в Кокчетаве самосвалы разгружают… два-три часа. Дело в том, что здесь не удосужились устроить хотя бы простейшую площадку для разгрузки самосвалов, их разгружают вручную — лопатами.»
Таково фактическое положение с уборкой урожая на целинных землях. Можно без преувеличения считать, чго добрая половина зерна, выросшего на поднятой целине, будет погублена. Во что обойдется полученное зерно, трудно даже представить. Одной техники наломали столько, что ее не отремонтировать и за год.
Как во всем коммунистическом хозяйствовании, так и в освоении целинных земель — шуму много, а толку мало. Не оправдались надежды «кремля» и на массированную технику. Когда у людей опускаются руки, когда они упрямо не хотят работать на «партию и правительство», тогда не помогает и массированная техника.
А.БЕРВИК
Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Https://steroid-shop.com.ua https://steroid-shop.com.ua болденон купить - набор мышечной массы с болденоном. steroid-shop.in.ua |
Другие статьи "Добровольца":
- ЛИКВИДАЦИЯ КОЛХОЗОВ. — А.БЕРВИК
- О ЧЕМ УМОЛЧАЛ ХРУЩЕВ? — А.БЕРВИК
- ПОХОРОНЫ ГЕНЕРАЛА А.В. ТУРКУЛА
- ЛЕТО (стихи). — Е. Трутнева
- ВСТРЯСКА АППАРАТА. — А. БЕРВИК
Автор: А. БЕРВИК