ІV. Зарождение Святой Руси. — Н.ЕЛЬСКИЙ « ДОБРОВОЛЕЦ
"Доброволец" » №25 » ІV. Зарождение Святой Руси. — Н.ЕЛЬСКИЙ



ІV. Зарождение Святой Руси. — Н.ЕЛЬСКИЙ


ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ

Церковь создала наш народ и государство, Церковь дала нам нашу культу — и Церковь же с самых первых моментов своего проникновения в среду наших предков — восточных славян, начала самую главную, самую основную и ответственную свою работу — обработку душ нового народа. Для Церкви эта работа самая важная, можно сказать единственная, так как все остальное в ее де — э — лишь приложение или подготовка к работе над душами человеческими.

И как раз, именно в этой важнейшей области работы Православной Церкви в русской истории гораздо труднее указать на конкретные, легко ощутимые результаты.

Церковь боролась против разврата и тем не менее разврат всегда был в нашем народе, даже в период самой глубокой, самой всеобъемлющей религиозности. Церковь боролась против пьянства, и все же пьянство было, всегда оставалось и теперь остается одним из главных наших пороков. Церковь напоминала о том, что во Христе Иисусе несть раб, ни свободь, несть мужеский пол, ни женский (Гал. 3, 28) , и тем не менее, в очень меняющихся, но всегда конкретно проявляющихся формах, рабство просуществовало в России (как почти и во всем мире до 19 февраля 1861 года, и было отменено лишь отчасти по религи­озным мотивам, главным же образом под воздействием новых внецерковных гу­манитарных влияний. Положение женщины на Руси тоже оставалось ненормально приниженным до реформ Петра Великого.

ПРИМЕЧАНИЕ: во Франции и во французских владениях крепостное право и рабство были отменены в результате Революции в 1790 г.

В Англии крепостное право никогда не было отменено офици­ально, но постепенно сходило на нет, начиная с 18 — го века, будучи совершен­но сведено к нулю только сейчас, в период 1945 — 1951 г. г. при правительстве лейбористов. Рабство в самой Англии было отменено декретом 22 июня 1772 г., , а в английских владениях 1 августа 1834 г., когда было освобождено около миллиона рабов.

В САСШ рабство было отменено сначала прокламацией А. Лин­кольна, 1 августа 1863 г., когда было освобождено 3.120.000 рабов и после смерти Линкольна, законом об отмене рабства от 18-го декабря 1865 г., когда были освобождены оставшиеся еще рабами 830.000 человек.

В чем разгадка такого несоответствия высокого религиозного уровня бывшего в древней Руси и низкого уровня ее учреждений?

Церковь никогда не стремилась к установлению или низвержению каких-либо земных учреждений, ни даже к коренной внешней реформе их, потому что внешняя деятельность и государственная и общественная предоставлена Господом свободной, ничем, кроме общих нравственных законов не стесненной человеческой воле. Ни одного рецепта, а тем более приказа, как строить государство или организовывать социальное благоустройство, в основном христианском за­коне — в Новом Завете, нет. И когда ко Христу Спасителю обратились за указанием — как надо делить наследство, Он сказал им: «кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12, 14) .

Церковь хочет прежде всего воспитать души человеческие, с одной сто­роны будучи уверена, что у носителей истинно христианских душ всякое внеш­нее учреждение будет благим, вне зависимости от того, как оно оформлено, а у людей со злыми испорченными сердцами всякое учреждение будет злым. А с другой стороны, Церковь не хочет навязывать человеку Свои указания во внешней его деятельности, предоставленной его свободному выбору.

Крепостное право в России как раз и дает иллюстрацию того, в какой степени государственное и общественное учреждение зависит от его носителей В старо — русский период, до самого ХVІІІ века мы ни в народных песнях, ни в преданиях, ни в отзывах современников не встречаем народных жалоб на это учреждение. Наоборот, оно тогда казалось почти нормальным разделением тру­да: один класс — дворяне «от младых ногтей до елико сил хватит», т. е. всю жизнь, годами не зная покоя, не видя семьи, служат государству по преиму­ществу на военной службе, или»в походах, или на охране рубежей, а другой класс — крестьяне за это их «кормят», т. е. своим трудом»тяглом» содержат их и их семьи. При этом, дворяне и крестьяне, «служилые» и «тяглые» живут од­ной жизнью, одними интересами, одними целями — трудной, но достойной, Богом благословенной, Церковью освященной, никого нимало не тяготящей жизнью. Поэтому то в те времена ни в песнях, ни в преданиях народ не жалуется на крепостное право, как на таковое. Но это же крепостное право стало позор­ным и нестерпимым злом ХУТХІ и XIX веках, когда дворянство, вопреки мораль ному своему долгу, сняло с себя обязанность службы, и как раз тогда же, стало отходить от Церкви, пропитавшись чуждой народу западной культурой, нача­ло жить совсем иной жизнью, иными интересами, иным целям, чем народ. И именно в это же время стала усиливаться власть этих отчуждившихся от наро­да, уже не служащих государству, дворян над крестьянами.

Таким образом, именно внутренней душевной переменой одного из классов, постное право в ХVІІІ и XIX веках превратилось в одностороннюю зависи­шь порабощенных крестьян от совершенно им чуждых и не понимающих их: под и перестало быть совместным служением единому православному царству.

Сходным примером того, что качество внешних актов и учреждений зависит от внутреннего состояния связанных с ними людей, а не наоборот, является отмена продажи спиртных напитков в России в 1914 году и «сухой режим» а Америке, никак не уменьшившие размеры пьянства в этих государствах.

Поэтому Церковь никогда не настаивает и не настаивала на тех или иных внешних государственных мерах, но все свое старание употребляет на внутреннюю обработку человеческих душ. Эту важнейшую внутреннюю работу гораздо труднее заметить извне, потому что она внутренняя. И тем не менее мы можем наблюдать в нашей истории значительные достижения в этой области уже очень скоро по принятии Русью христианства.

Церковь пришла к почти примитивному народу, который, как и все языческие народы, жил всецело во власти примитивных общечеловеческих страстей, таким примером такого служения своим страстям являет сам будущий креститель нашего народа — князь Владимир. Будучи язычником, в погоне за властью убивает родного брата, насилует его невесту, завоевывает области, которые ему не принадлежат. Закрепивши власть и скопив в своей столице богатства, он предается пированию, пьянству и всем иным видам самого необузданного излишества, заводит гарем, в котором сосредоточил до двухсот жен, среди которых были и плененные им христианские монахини — болгарыня и гречанка.

Принявши же христианство, Владимир становится кротким, милостивым, воздержанным, добрым семьянином, тем «Красным Солнышком», «Ласковым князем Владимиром», каким его запомнила, полюбила и воспела в многочисленных песнях-былинах народная память.

Сербский епископ Николай Охридский так говорил об этом чуде св. Владимира: «Сила веры Христовой из Владимира — волка создала Владимира — ягненка. Будучи женоманьяком, Владимир вдруг распустил свой гарем и начал жить целомудренно. Владимир — чревоугодник и пьяница — начал поститься до изнеможения, тот самый Владимир, который насмеялся над мусульманской верой, запрещающей употреблять в пищу свинину и пить вино. Владимир — кровопийца начал посещать храмы и темницы, подавая милостыни и утешение. Владимир — ночной гуляка и плясун — начал проводить ночи в слезных молитвах, в поклонах, в метаньях, в размышлениях с суде Божием и о душе своей. Владимир — бесстыдник сделался стыдливее девушки. Владимир — палач превратился в кроткого кающегося и милосердного самарянина. Одним словом, Владимир — идолопоклонник преобразился и стал христианским угодником точно также, как если бы с одной и той же стены стерли картину демона и вместо нее нарисовали бы ангела. Воистину о поразительное чудо».

Не менее ярок образ свв. братьев Бориса и Глеба, сыновей св. Владимира, мужественно пошедших на смерть, чтобы «не поднять руки на старшего брата, (…)е во отца место.» На фоне жадного стремления к власти тогдашних русских и иных европейских властителей, попирающих все божеские и человеческие законы ради своего властолюбия, подвиг свв. Бориса и Глеба особенно значителен.

Их пример сделался поучительным для многих последующих князей, а страшный образ их убийцы Святополка Окаянного (т.е. подобного Каину) служил предостережением для князей, затевавших раздоры и смуты. И хотя далеко не всегда останавливали князей от их усобиц этот пример и это предостережение, но свою долю нравственного влияния на древнюю Русь свв. князья оказывали, приняв  таким образом, после своей смерти, деятельное участие в той внутренней незримой работе над душами русскими, которую, как важнейшее свое делание, проводила св. Церковь. Преподобный Нестор Летописец так пишет о святых Борисе и Глебе в поучении к позднейшим князьям: «Видите ли, братие, как высока покорность, которую достигли святые в отношении к старшему брату. Если бы они ему сопротивлялись, то не сподобились бы от Бога такого дара чудес. (…) многие младшие князья, не покоряясь старейшим, и сопротивляясь им,

ныне бывают убиваемы, но не получают такой благодати, как эти святые.

Впрочем, не надо думать, что такое стремление, такой порыв к святости замыкался лишь в узком кругу избраннейших натур. Нет, и народная русская масса, под влиянием церковной проповеди, очень скоро после принятия христианства, стала проникаться высокими христианскими идеалами. Вспомним как и какими наставлениями, по народной былине, провожает своего сына отец Ильи Муромца:

«Я на добрые дела тебе благословение дам,
А на худые дела тебе благословения нет:
Поедешь ты путем — дорогою,
Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина.»

Для понимания того, как совершалось это христианское воспитание Цер­ковью русской народной души, полезно вспомнить тогдашние, древнейшие проповеди, которые раздавались с амвонов в церквах. Эти проповеди просты, сильны и свое значение не теряют и доныне.

Вот в выдержках одна из проповедей Новгородского епископа Луки Жиря (1035 — 1059) : «Прежде всего должны мы, братия, веровать в Единого Бога, в Троице славимого… Не ленись ходить в церковь к заутрене, и обедне и к вечер* не, и в своей клети, отходя ко сну, поклонись Богу, а потом ложись. В церкви стойте со страхом Божиим, не разговаривайте, не думайте ни о чем другом, и молите Бога всей душой, да простит вам Бог грехи… Имейте любовь ко всякому человеку, а больше всех к братии. Не будь у вас на сердце одно, а на устах другое. Не рой брату яму, чтобы тебя Бог не ввергнул в худшую. Люби правду и за правду, за Божий закон готов будь и умереть, чтобы Бог причел тебя к святым. Переносите друг от друга обиды, не платите злом за зло. Друг друга хвалите, и Бог вас похвалит. Не ссорь других, чтобы не быть тебе сыном диавола; помири, да будешь сыном Богу. Не осуждай брата и мысленно: помни свои грехи, чтобы и тебя Бог не осудил. Милуйте странных, убогих, заключенных в темницы, и к своим рабам будьте милостивы. Тот более всех милостив, кто оберегает от скорби своих домашних и домочадцев (т. е. рабов) … Почитайте старшего человека и родителей своих. Судите по правде, взяток не берите. Денег в рост не давайте. Чтите иерея Божия, чтите и слуг церковных. Блуда не твори­те ни с рабой, ни с кем либо другим. Не пей не во время и пей умеренно, а не допьяна. Не будь гневлив, ни дерзок. С радующимся радуйся, с печальны: будь печален. Святые дни чтите. Бог же мира со всеми. Аминь.»

Здесь мы имеем всю программу работы над человеческой душой, как ее представляла себе святая Церковь.

Важнейшим средоточием такой работы были древнерусские монастыри, главным образом святейший из них — Киево-Печерская лавра. Из Печерского монастыря разносилось просвещение по всем областям русским с епископами, назначаемыми из иноков этой обители, и можно сказать, всякая епархия делалась новым учебным округом, новый монастырь — гимназией, а новая церковь — нарочным училищем». (Погодин).

Епископы, выходившие из этой обители, трогательно любили свой родной, монастырь. Владимирский епископ Симон писал печерскому монаху Поликарпу: «Кто не знает меня — епископа Симона и соборов Владимирских и Суздальских, которые я создал. Сколько городов и сел принадлежит этим соборам. Со всей. нашей земли собирается десятина на них. И всем этим богатством владеет м мерность. И скажу тебе, что всю эту славу и честь, все это богатство признаю я пылью, и хотел бы лучше щепкой торчать за воротами или сором валяться в Печерском монастыре и быть попираему людьми, или быть одним из тех убогих, кто просит милостыню пред вратами честной лавры. Лучше всей чести и славы моей для меня один день в Печерском доме Божией Матери, нежели тысяча лет в селениях грешничих».

Не менее чтили Киево-Печерский монастырь и миряне. Знаменитый норманский викинг Шимон пришел к преп. Феодосию и сказал ему: «Господь свидетельствовал мне о тебе. Я сам слышал от пречистых уст Его святого образа. Помолись же обо мне и о сыне моем Георгии и о потомках моих также, как ты молишься о чернецах».

«Я не об одних чернецах молюсь», ответил преподобный Феодосий, но и о всех любящих место сие». Шимон поклонился до земли преподобному и  сказал ему: «Отче, не изыду от тебя, дай мне на письме твое (…)» И преподобный Феодосий дал ему.

Так влияла Церковь на души властителей и руководителей общества, а через них оказывала могучее влияние на всю жизнь.

Борясь с постоянными междуусобиями князей, Церковь не устанавливала новых форм правления, но напоминая светлый образ свв.князей Бориса и Глеба, она призывала князей к миру через голос их совести. «Княже, говорит митрополит Никифор князю Рюрику в 1194 г., склоняя его к миру со Всеволодом Суздальским, мы приставлены от Бога к Русской земле (…) останавливать вас от кровопролития.»

Во время рабства, Церковь настойчиво призывала рабовладельцев видеть в своих рабах домочадцев, т. е. как бы вторых детей своих. И через несколько поколений мы встречаем в мыслях у русских людей уже (…)венный протест против рабства. В послании Матвея к Симону-попу мы читаем: «Во апостоле написано: возлюби искренно ближнего твоего яко сам себе. А мы христианских рабов держим за рабов. Христос всех братией нарицает, а у нас на иных кабалы, а иные беглые, а на иных нарядные (различные формы порабощения в др.Руси). А я, благодарение Богу моему, что было у меня кабал (…), то сами все под-(….), да держу служащих своих добровольно. Добро ему, и он живет, а не добро, и он куды хочет.»

Еще большую духовную высоту видим мы в подвиге всепрощения, который совершает благочестивый князь Владимир Мономах, у которого Черниговский князь Олег убил сына его Изяслава. Победивши Олега, пытавшегося захватить власть и другого сына Мономахова Мстислава, Владимир Мономах пишет Олегу: «Примешь ли ты мое послание с добром или с поруганием, (…) пишет твой. Ничего, когда убили пред тобою мое и твое дитя (Олег был двоюродным дядей убитого им Изяслава, и следовательно, по родовому представлению, был «»во отца место»), увидавши кровь его и тело его увя(…) подобно едва распустившемуся цветку, отчего, стоя над ним, не (…) души твоей не сказал: «Зачем я это сделал?» Зачем ради (…) ты причинил себе грех, а отцу и матери слезы? Тебе надо было тогда покаяться Богу, а ко мне написать утешительное письмо и прислать сноху мою ко мне… Если пришлешь ко мне посла или попа и грамоту свою пришлешь с (…), то и волость твою возвращу тебе, и сердце наше обратится к тебе, будем жить лучше чем прежде. Я тебе не враг, не (мучитель?)».

Так уже в первых поколениях, после принятия христианства, положен был фундамент того духовно отраднейшего явления, которое в последующем получило то сияющее внутренней духовной красотой наименование Святой Руси.

Идеал Святой Руси никогда не был достигнут. Русский народ и государство русское никогда не были святыми. Во все (…) много грешного и несовершенного. Но никогда грехи своего  народа (…) государства русское внутреннее сознание не утверждало. Лучшими своими душевными сторонами русский народ всегда стремился очистится от (…), поэтому грехи наши никогда не могли въесться в народную душу (..), и потому не могли начать разрушать эту (…) народа, какой бы силы они не достигали. (…) как наносное, чужое, постороннее, от чего надо (…).

Тем не менее, народные грехи русские (…) Божию кару, которую русский народ так именно, как кару (…) воспринимал, и потому из постигших его исторический (…) народ неизменно выходил нравственно счищенным, укрепленным (…) нравственные и государственные силы.

(продолжение следует)

Н.ЕЛЬСКИЙ

______

Печаль на Руси, печаль безысходная… Православные! Стонет земля в (..) бесправии… Ко Господу Сил припадите, да ниспошлет Он (…) Руси утешение…

(Ария Щелкалова из «Бориса Годунова»)

 

© ДОБРОВОЛЕЦ



Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Глаза б мои не виделиПредвзято, тенденциозно, скучноСталина на вас нетПознавательно.Спасибо, помогли! (Вы еще не оценивали)
Loading ... Loading ...



Другие статьи "Добровольца":

Автор:

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.