Большинство родителей хорошо представляют себе конечное цели воспитания детей. Каждая мать, каждый отец, искренне желают, чтобы дети выросли религиозными, всесторонне развитыми, физически здоровыми, морально устойчивыми людьми.
Пробудить интерес у ребенка к изучению родного языка, возбудить желание к письму и чтению народном языке, — серьезнейшая задача родителей в Условиях беженского существования, в которых живет большинство из нас. Поэтому родители должны крепко усвоить себе, что от того, как умело, настойчиво, последовательно и терпеливо будут воспитывать родители своё дитя, будет зависеть его будущее.
Уже с самого раннего детства, приучая к молитве, следует добиваться от ребенка правильного и чистого произношения слов и каждого звука в слове, изживая шепелявость, картавость и детский лепет. Далее следует поощрять рассказывание ребенком своих наблюдений, прослушанных сказок, рассказов, заучивание доступных детскому пониманию стихотворений, басен, пословиц, поговорок. Ясная и выразительная речь ребенка является основой его успешного обучения родному языку.
Непосредственное общение с природой в её богатом разнообразии развивает мышление ребенка, способность наблюдать, сравнивать, подмечать сходство и различие в окружающих предметах, видеть и чувствовать красоту Божьего мира. Поэтому в каждое семье, должна быть установлена традиция, каждое воскресение, посетив церковь и принеся молитвенное благодарение Вседержителю, совершить с детьми прогулку, экскурсию в лес, на озеро, в зоологический сад. Каждая такая прогулка дает ребенку много общих сведений, особенно если взрослые не ленятся отвечать на вопросы детей. Наблюдение за детьми показало, что основной особенностью развитых и отлично успевающих в занятиях по родному языку детей, является большой, накопленный ими опыт наблюдения за явлениями природы и окружающей их жизни. Такие дети имеют ясные представления о деревьях, травах, кустарниках, цветах, пчелах и птицах. Они имеют представление о восходе и заходе солнца, умеют безошибочно по внешнему виду отличить березу от тополя, ель от сосны, ворону от галки. Они наблюдали, как зеленеют всходы, растут и наливаются колосья в поле. Они хорошо знают, какую пользу приносят человеку домашние животные и птицы, и многое другое.
Здесь уместно привести детям, да и родителям не мешает вспомнить, слова протоиерея Иоанна Кронштадтского:
Смотря на мир Божий, я везде вижу необыкновенную щедрость Божию в дарах природы: поверхность земли — это как бы богатейшая трапеза, приготовленная в изобилии и разнообразии самым любящим и щедрым хозяином; недра вод также служат насыщению человека. Что говорить о животных четвероногих и птицах? И здесь столько щедрости в доставлении пищи и одежды человеку. Щедротам Господним нет числа. Смотрите, чего не доставляет земля летом и осенью…Господь разлил везде жизнь, довольство и радость с простором, и все твари прославляют Творца. Бог не оставляет Своим благопромышлением травку, цветок или листочек на дереве. Чем Бог не веселит нас Своих тварей? Даже цветочками. Как нежная мать, Он каждое лето из ничего творит нам эти великолепные растения. Будем ими забавляться и прославлять Творца небесного; будем и сами на Его любовь к нам отвечать своими любящими сердцами попутно с этим, прежде чем требовать от ребёнка правильного выполнения того или иного правила поведения, необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок ясно представлял себе, что от него требуется и как следует выполнять предъявленное требование. Недостаточно сказать ребенку — «Будь вежливым и почтительным со старшими», или «Веди себя прилично и скромно». Ребенку может быть непонятно и содержание слов «вежливость», «почтительность, «скромность»… Он может и не знать, как должны проявляться в отношениях с окружающими людьми вежливость, почтительность и скромность Родители должны объяснить детям, что уважение и почтительное отношение к окружающим людям проявляется в спокойном и приветливом обращении с ними. Начиная с момента поступления в школу, т.е. с семи лет, приучайте детей вставать при входе взрослого, подать стул вошедшему и не садиться, пока не получит разрешение сесть.
Объясните ребёнку, что при приветствии старших следует встать прямо и поклониться. Неприлично подавать старшим первым руку, — руку можно дать только тогда, когда старший протянул руку первый. Нехорошо .кричать в спину «взрослым «здравствуйте». Здороваться нужно тогда, когда поравняешься с кем-либо из взрослых, и только тогда следует поклониться и приветствовать словами — «здравствуйте» и назвать по имени и отчеству того, с кем здороваешься.
Если ребенок не знает имени и отчества, то надо просто приветствовать словами «здравствуйте» или «до свидания», когда уходит. При разговоре со старшими надо стоять прямо, опустив руки вдоль тела, говорить спокойно без ужимок или размахивания руками, смотреть на того с кем разговаривает.
Приучайте ребёнка садиться и вставать с места спокойно и бесшумно. Сидеть за столом прямо, не облокачиваясь, не развалясь, не болтать ногами. Учите ребенка, что неприлично перебивать речь говорящих, вмешиваться в разговор взрослых. Систематически приучайте ребенка выполнять указания и требования с одного слова, поэтому приучайте и себя не повторять одного и того же приказания несколько раз. Вежливое и культурное отношение к окружающим проявляется в речи человека. Приучайте детей с самого раннего детства высказывать свои мысли ясно и отчетливо. В разговоре с людьми употреблять слова вежливости: «спасибо», «будьте добры», «пожалуйста, «благо дарю вас» и пр. Обращайте внимание не только на слова, которые произносит ребенок, но и на тон, которым он произносит, на выражение лица. Не разрешайте ребенку, и сами избегайте, употреблять грубые слова, говорить невнятно, смотреть исподлобья.
Воспитывайте у детей дружелюбное отношение к людям, чувства солидарности и готовности поспешить на выручку погибающим. Помните, что воспитание привычек культурного поведения не только облегчит и сделает приятной жизнь и труд, но и явится основной формой нравственных качеств и убеждений человека.
В следующем номере мы познакомим с вопросом «воспитания трудолюбием».
Был у Христа-Младенца сад и много роз взростил Он в нем.
Он трижды в день их поливал, чтоб сплесть венок Себе потом.
Когда же розы расцвели, детей еврейских созвал Он.
Они сорвали по цветку и сад был весь опустошен.
«Как Ты сплетешь теперь венок? В Твоем саду нет больше роз?
«Вы позабыли, что шипы остались Мне!», сказал Христос.
И из шипов они сплели венок колючий для Него,
И капли крови вместо роз чело украсили Его.
Автора не помню, но помню эти слова, как мне рассказывала моя старушка няня, когда я был совсем маленьким. Теперь я стар, но слышу это стихотворение и голос моей любимой старушки няни Маши…………
Д-р А. КОЗИН
Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Другие статьи "Добровольца":
- ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЕМ
- ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА (№43)
- О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. — В. ПЕТРОВИЧ
- ПАМЯТИ ГЕНЕРАЛА А.В. ТУРКУЛА. — П. Донсков
- ПАТРИОТИЧЕСКИЙ И ДЕТСКИЙ ОТДЕЛ (№37)
Автор: А.КОЗИН