От редакции: Статья Н. Старицкого под вышеприведенным заголовком, помещенная в № 30 и 31 «Добровольца»вызвала ряд критических откликов у читателей нашего журнала. Один из откликов, в виде статьи г. А.У. — «Цели предуказывают средства», был помещен в № 32 «Добровольца». Другой отклик, г. Юрия Алёшина, редакция журнала, не имевшая возможности поместить его на своих страницах из-за его пространности/14 стр./, переслала автору статьи Н. Старицкому, для ознакомления. Ниже мы печатаем ответ автора на 2 эти отклика, считая важным и желательным дискуссию по данному вопросу поднятому г-ном Старицким.
Уже самый факт, что статья о путях борьбы с коммунизмом вызвала пространные критические отклики читателей, свидетельствует о понимании в эмиграции важности проблем затронутых статьей, что является положительным фактором о Критика статьи и её положений — также положительный факт, как открывающий дискуссию по важнейшему вопросу, который в силу ряда причин до сей поры еще недостаточно привлекал к себе внимание. Наконец, оба полученных автором статьи отклика интересны и показательны тем, что положения статьи о путях борьбы, с коммунизмом подвергаются критике с двух, так сказать, флангов. Господин Алёшин, в своей статье озаглавленной: «Возможна ли ставка в борьбе с коммунизмом на сепаратизм», — критикует основной вывод автора, что путь борьбы опирающийся на национальные сепаратизмы нерусских народов СССІ недейственен и не сулит успеха ни в «холодной», ни в «горячей» борьбе с коммунизмом. Господин Алёшин верит в действенность ставки на «сепаратизм» в борьбе с СССР, хотя понятию о сепаратизме он придает совершенно индивидуальное толкование, смешивая его с федерализмом и притом непредрешенческого толка.
Статья г. А. У. критикует положения статьи с другого фланга. Центром его критики является положение моей статьи, что если бы ставка на сепаратизм обеспечивала более легкий путь борьбы и несомненный успех, то каждый русский убежденный антикоммунист не имел бы морального права отвергнуть принятие такого пути, каким бы врагом самостийности и шовинистического национализма он не был, т. к. коммунизм является абсолютным и худшим злом из всех возможностей. Кроме того, важное место в его критике занимает опровержение моего взгляда, что наиболее действенным путем борьбы с коммунизмом является воздействие по социальным скрепам советского общества, с целью сломать хребет основному стержню советской власти? партии и правящему коммунистическому слою. Этот вывод он считает опасным и неосторожным, т. к. считает удар по социальным скрепам советского общества разрушающим и государственную структуру страны в целом, что недопустимо из-за наличия ярко выраженных тенденций в антикоммунистическом мире подменить борьбу с коммунизмом борьбой с самой Россией, как великим единым государством.
Статья г — на Алёшина, несмотря на искаженность терминологии ряда
понятий, наличие ряда более чем спорных положений и сырой характер ее обработки, содержит не только критику, но и свои конкретные контрпредложения . критика его имеет конструктивный характер. Статья г — на А. У., значительно более отточенная в критике, воздерживается, однако, от каких-либо собственных конструктивных концепций, указывая лишь, что «делать поспешные заключения и принимать радикальные меры, не вникнув еще раз в этот запутанный вопрос, как — будто неосторожно».
Поэтому я считаю должным обратиться в своем ответе сначала к статье г. Алёшина, хотя она и не напечатана в «Добровольце», как имеющей преимущество конструктивной критике, несмотря на ряд слабостей в ней заключающихся.
Г-н Алёшин начинает свою статью с верного и важного дополнения к моей краткой оценке военного потенциала СССР. К приведенным мною трем основным факторам оценки, факторам материального порядка, — численности населения страны, географических особенностей и военно-экономических средств — он справедливо Добавляет фактор морального порядка: дух и настроения народа, — указывая совершенно верно, что и в атомный век человек одушевленный идеей, а не машина будет в конечном итоге решать исход борьбы.
Это неоспоримое положение было не включено в моей анализ военного потенциала СССР сознательно, т. к. оценка духовной стороны противника всегда бывает более или менее субъективной, бездоказательной и спорной, пока сами события не выявят её. Наглядным свидетельством тому — дальнейшие высказывания самого г — на Алёшина, который свои концепции о пути борьбы с коммунизмом основывает не на реальных фактах и данных, а главным образом лишь на своих представлениях о настроениях эмиграции и подъяремных народов СССР Поэтому выводы г — на Алёшина имеют характер недоказуемых утверждений. Так, он пишет, что «меня удивляет окончательный вывод г — на Старицкого, что в случае горячей войны военный потенциал СССР не может быть серьезно нарушен отрывом союзных/нерусских/ советских республик, что этот отрыв не сулит с военной точки зрения персспектив успеха в борьбе с коммунизмом, и что воздействие на СССР по линии национального разложения усилит моральное сопротивление центрального русского ядра, позволив советским руководителям аппелировать, как в прошлую войну, к патриотическим эмоциям 120-миллионного русского народа, выдвинув лозунг III Отечественной войны.»Удивляюсь, г-н Алёшин верит, что «мы военные имеем право допустить возможность успешного отрыва всех 15 республик от центральной власти СССР», а также верит он, что эти республики/нерусские/ «после отрыва» двинут свои войска, оснащенные США на освобождение своего «брата», т.е. РСФСР. Самый «поход» для освобождения и русских после отрыва г. Алёшин представляет себе в виде ультиматума «освобожденных» и США русскому народу: сбросить коммунистическое правительство, или они «будут забросаны атомными и водородными бомбами». После этого русский народ должен будет/хочешь — не хочешь/ выбрать: поддерживать власть или восстать, и одновременно начнется «продвижение в РСФСР на помощь восставшим 15 уже до того освобожденных народов». По этой схеме, как указывает автор, «свободному миру не придется итти по линии сомнительного воздействия по социальным скрепам советского государства и искать привлечения на свою сторону русского народа.»
Таков сокращенный, но точный пересказ основных положений г — на Алёшина, сторонника воздействия по национальным скрепам коммунистического государства.
Как видно из вышеприведенного, схема г — на Алешина обходит полностью молчанием мои выводы, сделанные на основании оценки материальных факторов сущности советского военного потенциала, что тот не может быть серьезно нарушен отрывом всех 15 союзных республик и только «удивляется» выводу. Зато г-н Алёшин верит, что это не так. В катехизисе вера определяется как «уповаемых извещение, вещей обличение невидимых». Однако, каждый имеет право верить или не верить. Лично я, Старицкий, упований г-на Алешина имеет право не разделять, пока они не доказаны и питаю большие сомнения в точности его прогноза о «настроениях» и о будущем/т.е. того, что можно назвать »вещей обличение невидимых»/. Так ли легко «оторвать» 15 республик, как считает г-н Алёшин? Может рациональнее браться прямо за РСФСР? Будут ли думать «освобожденные» нерусские народы СССР об освободительном «походе» на РСФСР, или раньше, до похода, сочтут нужным уладить свои внутренние дела, при улаживании которых не исключена возможность, например, что армяне и азербайджанцы вцепятся друг другу в волосы, а «незалежна» Украина и «Казакия» Глазкова будут вести между собой войну за установление своих границ и т. д.?
В отношении чувств к русскому «брату» со стороны наших заграничных самостийников г-н Алёшин вообще неважно осведомлен, не являясь сам самостийником, как подчеркивает он. Можно порекомендовать ему почитать их издания. Тогда он узнает, что, например, слово «москаль» или «русский» является у украинских самостийников синонимом понятия большевик и коммунист, а коммунистическая диктатура определяется как «национальное угнетение со стороны русских». Между тем именно этих заграничных самостийников представляет себе г-н Алёшин во главе освобожденных республик, во всяком случае «до выборов соответствующих освободительных правительств». Все это внушает мало надежд, что после собственного освобождения самостийные руководители выступят в «поход» за свободу русских «братьев», тем более, что вряд ли легко можно будет поднять вообще на борьбу с коммунизмом за границами их республик сами освобожденные народы, которые до того уже понесут потери в борьбе за собственное освобождение. Наконец, предъявляя «ультиматум» русскому народу со сжатой в руке — атомной бомбой, автор проекта забывает, что именно у РСФСР также будет иметься запас таких же бомб* и, если этот запас будет недостаточным против главного противника — США, то его с избытком хватит коммунистическим руководителям для столиц всех 15 освобожденных республик.
Вся эта схема смогла возникнуть от пренебрежения к тем основным факторам материального порядка в. оценке военного потенциала СССР, которым грешит статья г-на Алёшина.
Статья г — на А. У., с которой читатели. «Добровольца» могли ознакомиться в полной передаче, совершенно иного рода. Военная сторона проблемы борьбы с коммунизмом ею не затрагивается. Центром внимания в ней является основной политический вопроег ведет ли свободный мир вообще борьбу с коммунизмом и считает ли нужным эту борьбу вести? На этот вопрос г-н А. У. дает отрицательный ответ. Он не верит в искренность желания главных сил свободного мира — США и Англии — бороться с коммунизмом и СССР, а отмечает в их политической линии борьбу не с коммунизмом, а с самой Россией, лишь прикрываемую антикоммунистической фразеологией. Рядом примеров и цитат автор и обосновывает это положение. Следствием этого своего вывода он отвергает оба возможных пути, отмеченные в моей статье. Как для убежденного государственника — централиста, ставящего государство как таковое превыше всего, путь воздействия по национальным скрепам СССР даже не затрагивается им как отвергаемый заранее «а приори». Но с неменьшей определенностью, из тех же опасений за целостность государственного организма СССР, им отвергается И путь воздействия по социальным скрепам. Он боится и уверен, что противники СССР — втайне и противники всякой России — воспользуются и этим путем для расчленения государственного организма. Никакого собственного рецепта автор в заключение не предлагает, ограничиваясь лишь негативной критикой и указывая на опасность предлагаемого мною решения.
Если бы статья г-на А. У. содержала только вышеотмеченное, её можно было бы отнести еще просто к голосу предупреждающей «Кассандры», к голосу который хотя и не обогащает нас новыми представлениями о путях борьбы с коммунизмом, но указывает на грозящие опасности на нашем пути, неизбежно имеющиеся. Правда и в этой части статьи г — на А. У. можно легко отметить натяжки, провалы и слабости. Так, сведя все явления международной политики к явлениям лишь факторов государственного порядка, автор не замечает идеологического момента, характерного для нашей эпохи. Этот идеологический момент внесен в международные отношения большевистской революцией. Именно он вызвал к жизни появление нового типа идеократических государственных систем, каким является СССР и являлись фашистская и национал — социалистическая системы. В международные отношения, основывавшиеся на национальном принципе, идеологический момент внес новую поляризацию по идеологическому признаку. Для нынешнего периода эта поляризация характерна как борьба человеческой личности за свою свободу от безграничного порабощения человека и общества государством во имя абстрактных государственных целей. Этот фактор вносит существенный корректив в скептический анализ только государственника г-на А. У.
Однако статья г-на А.У. не ограничивается только предупреждением. Она содержит ряд других высказываний, которые заставляют оценить ее как исключительно опасную и вредную для дела борьбы с коммунизмом. Говоря о неискренности Запада в борьбе с коммунизмом и о направлении этой борьбы против самой России, автор проводить мысль, что Запад враждебен Москве потому, что «русский коммунизм» перестал быть «чистым коммунизмом», приобретя национальную /русскую/ окраску. Критикуя положение моей статьи, что Запад не понимает сущности коммунизма, г-н А.У. утверждает, что Запад лучше нас разбирается в сущности коммунизма, деля его на «чистый», «русский», «титовский» и «китайский», отнюдь не сваливая все это в одну кучу, как делаем мы, указывает автор. Борьбу Запада с коммунизмом автор определяет как борьбу сторонников «чистого интернационального коммунизма», пустившего прочные корни на Западе и в особенности в США, с отошедшим от чистого «русским коммунизмом». Внутреннюю борьбу в компартии СССР — Сталина с Троцким и другими оппозициями — он считает выражением этой борьбы, отошедшей от идей чистого коммунизма сталинской линии.
Эти высказывания г-н А.У. подает не от себя, а цитируя ряд западных, главным образом американских, источников. Однако, указывая на непонимание нами — эмигрантами — сущности коммунизма и признавая это понимание за цитированными источниками, он этим фактически солидаризуется с ними, дополняя их от себя мыслью, что «цели Хрущева и советской компартии не являются целями интернационального коммунизма, который не смог удержаться в русской цитадели».
Эта теория о перерождении советской компартии — не нова. Первыми её провозгласили в двадцатых годах «сменовеховцы — устряловцы». Ею соблазнились затем евразийцы, младороссы и прочие эволюционисты, также как и «советские патриоты» послевоенного времени. На другом фланге политического спектора теория об искажении «чистого» марксистского учения Лениным и Сталиным — основной мотив наших социал-демократов/меньшевиков/. Если марксистские сторонники вынуждены держаться за эту теорию, т. к. сам марксизм является их фетишем и его провал в СССР приходится им объяснять плохими выполнителями, то отмеченные выше правые, антимарксистские группировки соблазнены были этой теорией, как государственники «пар эксцелланс», видящие в государстве воплощение абсолютной ценности, независимо от духа и содержания его. Именно этим можно психологически объяснить успех «советского патриотизма» в правых кругах эмиграции. Пример бывшего белого адмирала Кедрова, ставшего в 1945 году «советским патриотом» — характерен.
Однако, до сего времени ни Сталин, ни все его преемники не дали еще нам основания считать, что цели интернационального коммунизма ими забыты или отвергнуты. Вся внутренняя борьба в партии, как и титовские или иные уклонения в иностранных компартиях, представляют не что иное, как борьбу за лучшую тактику осуществления торжества коммунизма не только в «одной стране», но и во всем мире.
Ничем не обоснованные теории о национальном перерождении советской компартии — лишь вода на мельницу коммунизма. Они начало идеологической капитуляции перед ним. Вот почему я и вынужден был охарактеризовать статью г-на А.У., как опасную для дела борьбы с коммунизмом и по содержанию в корне неверную.
Таковы общие замечания к откликам на мою статью о путях борьбы с коммунизмом. Ни первый, ни второй отклик не дали представления о других возможностях, кроме двух мною отмеченным, и не опровергли моих доводов о необходимости борьбы с СССР по линии воздействия по социальным скрепам советского общества, с целью сломать хребет основе советской диктатуре — компартии.
H. СТАРИЦКИЙ
ДОРОГИЕ ДРУЗБЯ, ПОДДЕРЖИВАЙТЕ «ДОБРОВОЛЕЦ» — ВАШ ЖУРНАЛ.
Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Другие статьи "Добровольца":
- К ВОПРОСУ О БОРЬБЕ С КОММУНИЗМОМ (окончание) — Н.СТАРИЦКИЙ
- К ВОПРОСУ О ПУТЯХ БОРЬБЫ С КОММУНИЗМОМ. — Н. СТАРИЦКИЙ
- АРИФМЕТИКА В БОРЬБЕ С КОММУНИЗМОМ. — А.Т.
- О БЕЛОРУССКОМ СЕПАРАТИЗМЕ. — Н. С.
- БЕЛЫЕ ВОИНЫ (Стихи). — ФЕДОР ШУБИН
Автор: H.СТАРИЦКИЙ