С повышением температуры увеличивается склонность молекул к распадению; при 3.000 гр. не распадаются лишь немногие химические соединения, а при 6.000 гр., т.е. при температуре несколько превышающей ту, какая установлена на внешней поверхности солнца, не существует вообще никаких молекул, т.е. соединений атомов, а лишь отдельные, не соединенные в молекулы атомы. Внутренняя температура солнца достигает уже 20 миллионов Градусов, ее не выдерживают даже и атомы, их внешняя электронная оболочка распадается. Атомы, если можно так выразиться, при такой температуре «раздеваются от жары», остаются лишь их ядра, которые и вступают между собой во взаимодействия на основании законов атомной физики. То, что мы называем химией, со всеми ее формулами и законами, вообще не имеет места во внутренней части солнца, вследствии царящей там температуры.
Относительно происхождения солнечной энергий было в свое время высказано не мало разных гипотез. Если бы температура солнца обуславливалась бы сгоранием находящегося в его составе углерода, то для ее поддержания нужно было бы бросать в «солнечную печь» каждые два часа количество каменного угля в объеме луны, или каждые шесть дней в объеме нашей земли — при этих условиях вся масса солнца успела бы превратиться в пепел лишь за исторический период существования нашей планеты. Если бы солнце было «зажжено» при первых египетских фараонах, то оно до нашего времени уже окончательно потухло бы, если бы его энергия имела своим источником процесс сгорания углерода, но оно посылало на землю свои лучи еще много миллионов лет до того, как появились признаки древней культуры на берегах Нила.
Если бы солнце начало излучать на землю в половину меньше энергии, чем это имеет место теперь, то на нашей планете замерзло бы все, ибо температура упала бы значительно ниже нуля, а, если бы «солнечная энергия увеличилась бы в четыре раза, то закипели бы моря, океаны и полярные льды. В обоих случаях жизнь на земле прекратилась бы. Излучение же солнца в мировое пространство составляет 10 в двадцать шестой степени калорий в секунду; в связи с чем солнце теряет в весе 5 миллионов тонн тоже в секунду. Но нужно помнить, что солнце в своем объеме в 1.300.000 раз больше нашей земли и при подобном расходе энергии его может хватить еще на биллион лет. Земля же получает от солнца лишь весьма незначительную часть излучаемой им энергии, соответственно тому малому углу, под которым проектируется поперечник нашей планеты с солнца. Это составляет несколько больше трех сотых частей калория на квад. см. в секунду.
И иные гипотезы (сжимание объема солнца, падение на него метеоритов и пр.),. а также попытки представить себе возможность разных химических процессов на солнце, не смогли бы объяснить даже стотысячной доли времени его существования. По принятой теперь теории немецкого астрофизика Бэте, эмигрировавшего из Германии в США в 1933г., на солнце происходит целый цикл реакций, но не химических, а ядерных. Этот цикл начинается с углерода и заканчивается путем превращения с помощью ядер водорода / протонов/ в ядра гелия, причем выделяется огромное количество энергии. Углерод играет при этих процессах, протекающих крайне медленно, миллионами лет, роль катализатора, его количество остается при этом неизменным.
Вопросам происхождения солнечной энергии и солнечных миров посвящена книга русского физика-эмигранта Георгия Гамова, профессора теоретической физики в университете Георга Вашингтона в Америке. Книга называется «Рождение и смерть солнца» и была издана на английском языке, а в 1947 г. издательством Биркхейзер в Базеле переведена на немецкий. Более детальное изучение процессов, происходящих на солнце, привело к мысли использовать выделяемую при ядерной реакции водорода и гелия энергию для супербомбы на основе так называемого термо-нуклеарной реакции. В связи с этим, органы печати называли то Бэте, то Гамова «отцами водородной или гидрогенной бомбы».
С тех пор, как Ручефорд добился первой ядерной реакции, удалось до настоящего времени осуществить, сотни разных превращений элементов лабораторным путем, причем была установлена возможность получения при таких процесса значительного количества освобождающейся энергии. Проблема технического использования этого рода процессов оказалась связанной с вопросом, как достигнуть того, чтобы подобная реакция, раз начавшись, продолжилась бы далее автоматически. Иными, словами, нужно было найти способ воспламенить такую массу до необходимой для этого температуры. Цепная реакция сделалась возможной только у двух элементов — урана и плутония. Для супер же бомбы предполагалось использовать иные элементы, не имеющие их недостатков, т.е. не ограниченные «критической величиной», как об этом было сказано в предыдущем номере журнала.
Если при взрыве пороха температура воспламенения колеблется около 1.000 гр.., то для осуществления ядерной реакции с выделением значительного количества энергии, температура должна была бы достигнуть многих миллионов градусов. Установлено было, что при действии протонов, т.е. ядер водорода на литий образуется гелий, причем реакция начинается при «сравнительно низкой» температуре, всего только в несколько миллионов градусов, а на килограмм гелия выделяется при этом 51 миллиард больших калорий в качестве освобождающейся энергии. При расщеплении же урана освобождается 21 миллиард калорий на килограмм урана 235, а при взрыве тринитротолуола всего лишь 730 калорий на килограмм тротила.
В то время как в атомной (урановой) бомбе происходит распад атомов урана на атомы бария и криптона /так называемый процесс Фиссии/, в водородной бомбе имеет место обратное явление (так называемый процесс Фузии). При этом образующийся атом гелия весит несколько менее 4 атомов водорода и эта потеря, или так называемый «дефект массы» сопровождается переходом ее в тепловую энергию. Такой процесс происходит, как об этом было сказано выше, на солнце, но с той разницей, что подобная реакция там протекает очень медленно, в течении миллионов лет. Мгновенное же появление значительного количества тепловой энергии создает взрыв.
В обычных условиях на земле подобный процесс не осуществим, ибо для этого нет необходимых условий — ни того высокого давления, ни той температуры, при которых эта реакция могла бы произойти. При соединении протонов и нейтронов в ядра атомов элементов может выделяться, или наоборот нужна бывает огромная энергия, т.е. в первом случае масса превращается в энергию, а во втором, энергия переходит в массу и тогда для первого случая сумма весов составных частей будет больше веса нового образования, а во втором — меньше. Попутно с этим укажу для примера, что для того, чтобы в ядро, обычно употребляемого в обиходе, железа втиснуть 26 протонов, находящихся в нем вместе с 28 нейтронами (один из трех изотопов железа), необходимо давление в 7 умноженных на 10 в восемнадцатой степени атмосфер и температура в 8 миллиардов градусов. Такой температуры и такого давления на нашей земле не существовало вообще, даже в самый жаркий ее период. Наша планета должна была получить такие атомы при своем зарождении в качестве «наследства от могучих предков своих — иных тел мировой системы». Какие тела были такими предками земли, мы не знаем, во всяком случае это не было наше солнце, так как оно тоже не располагало такими силами давления и такой температурой, точно также и иные солнечные миры Млечного пути такой энергией не располагают. При попытках разрешить эту проблему, а также при исследовании происхождения космических лучей (они, как это было сказано в первой части статьи, являются причиной возникновения цепной реакции в атомной массе урановой или плутониевой бомб), ученые высказывают пока лишь совсем общего порядка гипотезу, что современный космос (звездный мир) является продуктом предшествовавшего мира, располагавшего неизмеримо большей энергией.
Все формы энергии, применяемые людьми до сего времени, для рабочих двигателей, для нагревания, освещения и пр. имеют своим источником солнце, вне зависимости от того получаются ли они от сгорания (дерево, уголь, нефть и пр.), от ветра (воздушные течения в связи с разницей температур, обусловленных солнцем), от энергии падающей воды (атмосферные осадки, являясь следствием испарений поверхностей рек и морей). Внутринуклеарная же энергия является пока единственной в нашей земной обстановке формой энергии независимой от солнечного тепла. Ее источником являются силы, сосредоточенные в атомном ядре, а в этих ядрах элементов, по мнению физиков, находится до 90% всей энергии мироздания.
Здесь пришлось несколько отклониться от непосредственного изложения темы с тем, чтобы еще яснее подчеркнуть те силы, которые освобождаются при расщеплении атомов (урановая и.плутониевая бомбы) или при соединений ядер атомов при возникновении из нескольких более легких элементов более тяжелых ( водородная или гидрогенная бомба).
В качестве материала для водородной бомбы применяются более тяжелые изотопы водорода, так называемые дейтерий (от латинского слова «дуо»-два) или диплоген (от греческого слова «диплуси» — двойной) и тритий. Они получаются из конденсированного водорода. Обычная питьевая вода содержит в себе в отношении 1:5.000 так называемую «тяжелую воду», водород которой кроме протона содержит в своем ядре также еще и один нейтрон. Внешне, почти не отличаясь от воды обыкновенной, тяжелая вода обладает особыми, отличительными от нее свойствами. Она хуже растворяет соли, замерзает при 3,8 гр. по Цельсию, кипит при 101,4 гр., максимальной плотностью обладает при 11 гр.; рыба и иные организмы в этой воде погибают; размоченные в ней зерна не дают всходов и пр. Добывается тяжелая вода из обыкновенной путем многократного электролиза; последнюю с помощью натрия делают электропроводной и разлагают током между электродами из никеля, причем разлагается лишь обычная вода, тяжелая же остается этим процессом незатронутой. На это уходит много времени и тока — из 10 литров разложенной воды получается едва две чайных ложки тяжелой. Производство тяжелой воды, долженствовавшей служить «модератором», т.е. замедлителем при управляемой цепной реакции, было налажено в самом начале 2-ой мировой войны лишь в Норвегии, в Рюкан. Заняв Норвегию, немцы достигли производства тяжелой воды там в 200 литров в месяц, в то время как весь мировой запас ее в количестве 165 литров всего, был перед, или точнее в момент вторжения германских войск в апреле 1940 г. вывезен в. Париж, а оттуда, перед его оставлением французскими войсками, перевезен в Англию, в Кембридж, двумя физиками докторами Хальбан и Коварским, посланными туда проф.Фредериком Жолио-Кюри, ныне постоянно председательствующем на советских конгрессах мира. Весною 1943 года норвежские парашютисты, обученные в Англии и сброшенные с английских аэропланов в районе Рюкан, взорвали машинный корпус завода для производства тяжелой воды, а через полгода, после этого, весь завод был уничтожен воздушной бомбардировкой. Невольно напрашивается сравнение с мифологическим полетом аргонавтов за золотым руном, ведь вся эта борьба за тяжелую воду велась всего лишь из-за одного лишнего нейтрона, весом в 1,66 деленного на 10 в двадцать четвертой степени грамма, содержащегося в водороде этой воды.
При электролизе простой воды водород выделяется на катоде, в результате чего, вследствии конденсации, получают тяжелую воду. Если тяжелый водород (дейтерий или диплоген) бомбардировать с помощью нейтронов дальше, то в его ядро проникает еще один нейтрон, в результате чего получается тритиум, т.е. тяжелый водород с атомным весом три. Молекулярный вес обычной воды — 18, дейтерия или диплогена — 20, а трития — 22. Смесь газов дейтерия и трития, при воздействии температуры около 20 миллионов градусов, образует гелий. При этом выделяется один нейтрон и в миллионную часть секунды до 17 миллионов электровольт энергии.
Но температуру в несколько миллионов градусов никакими химическими взрывами и процессами создать нельзя, а потому при разрешении вопроса о взрыве водородной бомбы приходится использовать в качестве «детонатора» не что-либо иное, как уже употреблявшуюся урано-плутониевую бомбу, способную создать при своем взрыве столь высокую температуру.
В связи со сказанным, водородная бомба должна состоять из смеси газа тяжелых водородов — дейтерия и трития — а также атомной массы из урана или плутония. Сначала происходит взрыв атомной массы урана, температура подымается за незначительную долю секунды до 30 (?) миллионов градусов, что и вызывает соединение газов дейтерия и трития и образование гелия на основе, так называемой, Бэте-Вейцзекеровой реакции. Для осуществления этой реакции, кроме указанной температуры, необходимо еще, чтобы давление взрыва атомной бомбы («детонатора») задержалось бы на некоторую часть секунды и не разметало бы смесь газа дейтерия-трития раньше чем произойдет в ней термо-нуклеарная реакция.
Техническое осуществление, этой задержки и является главным военным секретом водородной бомбы.
Эта бомба превосходит по силе взрыва прежние атомные бомбы не только потому, что она от 2,50 до 4-х раз эффективное их, но и потому, что количество «взрывчатого вещества» в этом последнем случае не ограничено никаким пределом, как это имеет место у урана и плутония. Получение тяжелых изотопов водорода не сопряжено с теми трудностями, при каких создается атомная масса, а потому сооружение гидрогенной или водородной бомбы весом в одну или более тонн «взрывчатого вещества» не представляет уже затруднений. Венский атомный физик проф.Тирркиг указал, что такого рода бомба, со «взрывчатым веществом » в две тонны весом, превосходила бы по своей разрушительной силе в 5.000 раз действие бомбы, сброшенной над Хирошима.
Цепную реакцию в уране или плутонии можно замедлить и регулировать в урановом котле или батарее, т.е. применить атомную энергию этих элементов не только для целей разрушительных, но и для мирных. В отличие от этого термо-нуклеарную реакцию в связи с той высокой температурой, при которой она начинается, замедлить нельзя, а потому и применение этой энергии для путей мирного производства представляется невозможным.
После приведения этих кратких данных о водородной бомбе, перехожу к результатам произведенных, после окончания войны, опытных атомных взрывов.
Первые из таких опытов последовали уже через десять с лишним месяцев, после сброшенных в Японии бомб. Они были произведены у атолла Бикини в июле 1946 г. Бикини — это новое название атолла Эшольтц, перешедшего, после 1-ой мировой войны, из германских колониальных владений к Японии. Бикини один из 33 атоллов Маршальских островов, которые насчитывают 353 таких отдельных островов. Бикини находится на расстоянии до 7.500 километров от берегов Калифорнии, и вот там, с американской планомерностью и грандиозностью и были сделаны два атомных взрыва, которые должны были в первую очередь установить действие взрыва на флот при войне на море, что для каждой морской державы имеет жизненное значение.
Американцы считали эти опыты самым большим предприятием мирного времени и назвали их операцией «Перекресток», как бы открывавший новую атомную эру. Приготовления к ним начались еще в феврале 1945 г. В них приняли участие представители ам. воздушных сил, флота и сухопутной армии, равно как многочисленные ученые и специалисты со своими сотрудниками, в общей сложности свыше 40.000 человек. Были приглашены и представители союзных армий, в том числе и красной армии. Руководил опытами вице-адмирал Блэнди, технической стороной ведал доктор Р.А.Савьюр из лаборатории в Лос-Аламос.
При взрывах были произведены многочисленные научные физические измерения, а также практически устанавливалось их действие на разные военные приборы и различного сорта материал. На предназначенных для испытания судах находились с целью определения действия а-бомбы на живые существа — 200 свиней, 200 коз и много тысяч белых крыс, а также разного рода материал, военное снаряжение, снаряды, взрывчатые вещества, продукты питания, санитарные материалы, одежда и пр. Все это было распределено по строго продуманной схеме. Здесь нет возможности описывать все грандиозные приготовления для этих опытов, следует лишь указать, что кроме 12 железных башен высотою в 25 метров на прилегающих к Бикини островах и разных мер и сотен систем для автоматической регистрации всего происходившего в момент и непосредственно после взрыва, как-то разных приборов и инструментов, установленных на судах, являвшихся объектами взрыва, на самом острове Бикини и на соседних островах, так и на многих судах, с командой или без нее, и двигавшихся с помощью радара а также на многих самолетах без пилотов, пролетавших через облако взрыва, на различных парашютах и пр., причем количество всего этого достигало, по словам американцев, астрономических цифр. Кроме того, были приняты меры к фотографическому регистрированию всех моментов взрыва,
установлены были приборы для спектральных съемок и съемок под водой, кроме того, расставлены были 300 аппаратов для киносъемок, в том числе и с цветными фильмами и пр. и пр. Кроме этих американских приготовлений, от властей исходящих, были расставлены также аппараты частными кинооператорами, фотографами и корреспондентами разных газет. Свобода передвижения этих частных лиц была ограничена и места для них определены.
Измерения должны были регистрировать изменения давления при взрыве и сразу после него, распространение воздушной волны, перемещение масс воды, изменение температуры, интенсивности и времени действия световых лучей от вспышки и лучей от огненного газового шара, при этом явно различались 2 фазы: механическое давление воздушной волны на морские суда; действие взрыва на самолеты, находящиеся в воздухе на близком от него расстоянии (аппараты, естественно, без пилота с радарным управлением); наблюдение о распространении волны на море; действие взрыва на живые существа и в особенности на съедобных рыб; далее геологическое действие взрыва (седиментация и изменение дна лагуны); влияние взрыва на находящиеся в действии инструменты и аппараты (различные радио-приборы и радиоотправители и приемники); наконец, действие радиактивных лучей, возникающих при взрыве, и т.д.
Все присутствовавшие при опытах лица располагались на дистанции в 18-20 км. от места взрыва в целях безопасности. Тут следует указать, что при первом атомном взрыве в Нью-Мексико в июле 1945 г. наиболее близкие к нему наблюдательные посты находились на расстоянии лишь в 9 км. Повидимому, бомбы в Бикини были большей силы.
Отчет о результатах этих опытов был опубликован ген.-майором Ф.Г. Крюгер. К сожалению, в связи с военно-цензурными условиями, многие важные и интересные данные и подробности в этом отчете отсутствуют. По данным указанного отчета, в лагуне острова Бикини было расставлено для 1-го взрыва 1-го июля 1946 г. 75 различных морских единиц и среди них: ам. линкор «Невада», японский линкор «Нагато», 2 авианосца, 2 тяжелых крейсера, японский крейсер «Сакава», тяжелый немецкий крейсер «Принц Евгений», 12 эсминцев, 8 подлодок, 19 транспортов, 40 плоскодонных судов для выгрузки вне пристаней и др.
Острова атолла Бикини были перед тем заселены туземцами в числе 167 человек, которые управлялись 12 старшинами во главе с их королем по имени. Иуда. Американцы переселили их еще в мае 1946 г. на соседний Роджерик-атолл, никем до того не обитаемый, где военное и морское ам. ведомства выстроили лм новые жилища и снабдили всем необходимым для их обычной и привычной жизни.
В 9 часов 1-го июля 1946 г. а-бомба была сброшена с бомбовоза Б-29, причем этот бомбовоз и целый ряд аппаратов для наблюдения и фотографирования поднялись с атолла Квайялейн, а все остальные аппараты как с пилотами, так и с управлением на расстояние с атолла Эйниветок. Было установлено, что бомба разорвалась над местом, отстоявшим по горизонтальному расстоянию примерно на 500 м, юго-западнее от центра расставленных целей, где на якоре стоял ам.линкор «Невада». На какой высоте в воздухе была взорвана а-бомба сообщено, по цензурным соображениям, не было.
После известных явлений страшно сильного света и образования огненного шара, взрыв распространился, как это казалось наблюдателям, в горизонтальном направлении над водой и на различных местах начали появляться отдельные темные дымовые облака, что приписывалось мгновенному сгоранию краски на корпусах кораблей и поднятию на воздух пыли с их палуб. Одновременно с этим в центре начало подниматься другое облако, состоящее из водяных паров, которое окрашивалось в различные цвета в связи с преломлением солнечных лучей и происходящих в нем химических процессов. Это облако поднялось на высоту многих тысяч футов, окрасившись на этой высоте в пурпуровый цвет. Примерно, на высоте 3 км. из облака образовался известный по своей форме и характерный для атомных взрывов «гриб», облако же продолжало подниматься выше. Внутри него все как бы варилось и кипело, а оно стало окрашиваться в персико-желтый цвет от газов, в то время как ниже в «кипящей и варящейся» массе цвет его сделался темно-красным от рефлекса солнечных лучей. Несколько позже, на еще более значительной высоте над облаком, образовался как-бы боковой капор, проникающий в гриб облака, причем этот капор вскоре исчез при дальнейшем поднятии облака, минут через 10 после взрыва а-бомбы раздался на «Индепанданс», как это потом было выяснено, сильный взрыв, в результате чего появилось темное дымовое облако. В бинокль были видны аппараты без пилотов, пролетавшие через облако от взрыва, причем казалось, что их полеты совершаются без помехи и влияния от всего происходящего. Позже на них были установлены следы сильной радиоактивности, а один из самолетов был поднят или подброшен среди облака примерно на 2.000 метров вверх и лишь позже был найден на расстоянии 100 миль южнее места взрыва.
На высоте 10-13 км. над поверхностью океана, облако взрыва начало разгоняться в разных направлениях воздушными течениями, так что, примерно, через 30 минут его совсем уже не было видно, но содержащаяся в воздухе радиоактивность регистрировалась и далее самолетами без пилотов, курсировавшими над местом взрыва.
После полудня продолжался пожар на судах и следующие из них стояли в пламени: «Индепанданс», »Сарагота», »Альканзас», »Сакава» и ряд иных более мелких. Транспорт «Чиллиенс», стоящий недалеко от «Невада», т.е. близко от центра взрыва, затонул, повидимому, сразу же, по крайней мере на снимках, сделанных сразу после взрыва, его не было уже видно. Водолазы выяснили позже, что его корпус разлетелся на две части, а палуба и трубы на отдельные куски. Еще один транспорт, стоящий левее «Невада», затонул сразу же. Японский крейсер «Сакава» был сильно поврежден и затонул через 27 часов. Эсминец «Сальмсен» был перевернут волной и затонул в тот же день. Эсминец «Андерсен» взорвался и исчез сразу под водой. В общем, в районе радиусом в 500 м. от нулевой точки, затонуло от взрыва 5 судов, 6 же оказались настолько поврежденными, что они должны были считаться выведенными из строя. Броня на линкоре «Невада», стоявшем в 500 м. от нулевой точки, была повреждена и вогнута, котлы повреждены, все верхние сооружения сильно пострадали. «Арканзас» был поврежден примерно так, как и «Невада», его капитанский мостик был вдавлен, башни для орудий и орудия, в связи с солидностью их, выдержали напор воздуха. Тяжелый крейсер «Пенсакола» был внутри и снаружи сильно поврежден, палуба проломлена, котлы взорвались, трубы были продавлены, а остальные сооружения частично разбиты, частично сметены с корабля. Эти последние три военных судна, отнесенные американцами к тяжелым 1-го класса, находились от нулевой точки на расстоянии в 500-800 м. Сильно пострадал и авианосец «Индепанданс», на котором часть запаса бензина была охвачено огнём в результате пожара взорвались находившиеся на корабле торпеды, но бензин, хранившийся в другом месте судна все же не загорелся и не взорвался. Подводная лодка была сильно повреждена, ее верхнее строение было разрушено совершенно. Кроме этих повреждений, была обнаружена еще на одном транспорте проломанная вниз палуба — транспорт стоял внутри круга радиуса в 800 м. от нулевой точки. С повреждениями, которые были отнесены к разряду между тяжелыми и средними оказались 4 судна: крейсер «Сальт Лек Сити» и эсминцы «Ринд», Хауг» и «Дэвсон» обнаруживали большие повреждения в особенности верхнем строении, также как и плоскодонные судна для высадки вне пристани Остальные корабли оказались с более легкими повреждениями, но на одном из них, стоявшем на расстоянии 3 км. от нулевой точки, возникли более серьезные повреждения в результате вспыхнувшего там от взрыва пожара
Находившиеся на кораблях танки, орудия, а равно как и более легкое оружие не пострадали и оказались в относительном порядке, все же инструменты и оптические приспособления перестали быть годными для дальнейшего употребления, причем от каких именно причин произошли эти повреждения указано не было Находившиеся в орудийных башнях и в корабельных погребах снаряды за редкими, повидимому, исключениями не взорвались.
Запасы продуктов питания и одежды пострадали, главным образом от жары и послужили в некоторых случаях причиной возникших на кораблях пожаров.
Относительно действия взрыва на животных, размещенных, как об этом было сказано выше, в разных местах на различных кораблях, в отчете было сказано весьма кратко и лишь то, что в командах судов при условии, что они будут находиться недалеко от нулевой точки, потери от жары и воздушной волны должны быть весьма значительны, если люди ничем не будут защищены. На расстоянии же превышающем 1 км. от нулевой точки взрыва эти потери не будут уже столь чувствительны. О действии же нейтронных излучений отчет ген.-майора Крюгера умалчивает, должно быть, намеренно.
Тут следует указать на одно обстоятельство, характеризующее наш «просвященный век». Когда стало известно, что на корабли при испытании а-бомбы в Бикини отправляются в большом числе свиньи, козы и белые крысы, то ряд органов печати стал на их защиту, а разные общества покровительства животных разразились громкими протестами против «терзания живых существ», с вынесением соответствующих резолюций, подачей заявлений и пр. А вот в СССР и странах-сателлитах красные власти терзают и пытают в тюрьмах и концентрационных лагерях миллионы неповинных людей и это остается до настоящего времени без действенного протеста и отповеди всего цивилизованного мира. А те, кто поднял свой протестующий голос в защиту животных на Бикини, спокойно едят ежедневно мясо скота, миллионами голов убиваемого на бойнях всего света, и пользуются лекарствами и вспрыскиваниями, испробованными на тех же кроликах, морских свинках, крысах и даже козах в различных медицинских институтах и лабораториях.
Сделать какие-либо более определенные выводы из опубликованных данных, касающихся взрывов в Бикини, несколько труднее, чем это имело место на основании результатов потерь от а-бомб, сброшенных в Японии. Высота разрыва бомбы в воздухе указана не была ни тогда, ни теперь, даже все снимки, которые в этом смысле, быть может, могли бы дать некоторые указания, опубликованию по цензурным соображениям не подлежали. Но о высоте взрыва бомб над японскими городами можно было составить себе известное представление по направлениям от тени предметов, находившихся перед зданиями, цоколями, оградами и пр. в разных местах города, поверхность которых изменилась от световой и тепловой волн, оставив определенный «теневой след». По этим признакам, высота разрывов а-бомб над японскими городами и была установлена примерно в 700 м. над поверхностью земли.
Точно также относительно механических повреждений в Бикини нигде никаких цифровых данных, которые могли бы быть каким-либо образом использованы, в отчете не указано. Лишь общее впечатление от распространения различной степени повреждений может быть создано по приведенной ген. Крюгером схеме расстановки военных судов, причем расстояния между ними нанесено не в масштабе, повидимому намеренно, кроме того, ряд более мелких судов на нее вообще нанесен не был. По сравнению этих схем со схемой английской, касающейся различных повреждений от а-бомб в Хирошима и Нагасаки, можно считать, что взрыв в воздухе в Бикини дал примерно те же размеры повреждений.
В своих заключительных выводах американцы указывали на опасность массирования военных судов и самолетов и на необходимость соответствующей их расстановки, как на средство пассивной обороны против атомной бомбардировки.
Время между 1 и 25 июля 1946 г. было употреблено для приведения в порядок тех судов, которые хотя и пострадали при первом опыте, но могли быть использованы и для второго взрыва а-бомбы под водой. При этом опыте снова было расставлено 80 судов и транспортов различных классов, а 19 транспортов разной величины были поставлены на якорь в пристани атолла Бикини, причем на самом острове был размещен для испытаний разнообразный груз и военный материал. А-бомба была в специальном кессоне подвешена под водой к транспорту средней величины, причем точное ее положение и глубина под поверхностью воды сообщены не были, равно как не было указано на схеме и место стоянки транспорта с бомбой. Средняя глуби на лагуны в районе опыта была приведена в 175 футов, или около 53 метр.
Главной целью этого второго опыта должны были служить: определение повреждений на корпусах кораблей от гидродинамического давления, установление размеров и распространение поднятых взрывом масс воды и их действие на суда, наблюдение за действием радиоактивной воды, которая массой многих тон зальет суда.
Непосредственно перед началом опыта было обнаружено, что на одном из предназначенных в качестве целей судов осталось еще несколько человек команды, которые выбросили сигнал тревоги, на что и обратил внимание патрульный катер, благодаря чему ему и удалось снять своевременно этих людей с опасного суда.
Самолеты с представителями прессы с фотоаппаратами и радио должны были держаться на высоте 1500-2000 метров и на дистанции не ближе 20-24 км. от места взрыва.
В 8ч.35м. 25 июля 1946 г. последовал взрыв а-бомбы под водой. В центре опытного района поднялось с поверхности воды масса ослепительного газа, имевшая форму купола, которое быстро исчезло. Над водой встал громадный, водяной столб, или фонтан, имевший в основании до 660 метр. в поперечнике — он казался сначала белой водяной пеной, а потом потемнел и достиг высоты в 1 милю. После того, как вода из этого фонтана стала падать снова на суда, в его верхней части появилось облако, напоминающее собою в уменьшенном размере характерный для атомного взрыва «гриб». Кроме того, повсюду на поверхности воды возникли облачки водяного пара, которые покрыли собою весь район и все расставленные для испытания корабли. В этот момент на расстоянии 24 км. от места взрыва, т.е. в тех местах где находились корреспонденты, был услышан звук дошедший до них волны, напоминающий собою выстрел из мелкокалиберного револьвера.
Радиоактивное облако поднялось примерно на три км., где и было довольно быстро рассеяно и угнано ветром. Все эти явления разыгрались в течении 15 мин., после чего пары и дым рассеялись настолько, что можно было уже видеть расставленные корабли. Они находились в полном беспорядке, как будто над этим местом пронесся страшный ураган, который поднял громадные волны — в месте взрыва до 30 метр. и на расстоянии в 3км. до 5 метр., которые сорвали с якорей даже большие суда, подбрасывали их вверх и угоняли в сторону, так что потонули во время взрыва и после него военные корабли водоизмещением в 25.000-35.000 тонн. Пожары на судах не наблюдались, но повреждения видны были ясно уже издалека. Вода в лагуне казалась белой молочной массой, по-видимому, от раздробленных кораллов на дне, которое разрушилось местами в лагуне до глубины 20 м. от распространенного через воду давления. На воздух же на высоту до 3.000 м. были подняты, как определяют, массы воды, измеряемые миллионами тонн. Последствия взрыва а-бомбы, пожалуй более значительны, чем самый взрыв, продолжительное время после которого наблюдалось радиоактивность земли, металлов и особенно воды. Башни японского крейсера «Нагато» в течении недели, после взрыва, излучали во много раз превышающее смертельную дозу число рентгеновских единиц. Вода в лагуне Бикини обнаруживала радиактивность более чем три недели после опыта, который показал, что взрыв а-бомбы под водой приносит едва ли не самый большой эффект — достаточно сбросить а-бомбу в воду большого вражеского порта, чтобы парализовать на долгое время весь прилегающий к нему район и, естественно, пользование гаванью.
По сообщениям газет, максимальная высота, на которую поднялось облако дыма и пара достигала, якобы, при этом втором опыте примерно 20км. в отчете этой данной не приводится.
Определение повреждений непосредственно после взрыва было сильно затруднено тем, что поверхность воды в районе опыта оказалась на пространстве многих кв. миль радиактивной и опасной для появления на ней людей. Различными приемами было установлено, что приступ к лагуне, в связи с этим, будет возможен лишь через более долгий срок, чем это ранее предполагалось. Через несколько дней, когда первые суда с исследователями приближались к испытуемым кораблям, была установлена на поверхности воды снова опасная радиоактивность, что, по-видимому, объяснялось тем что наверх поднялась из глубины зараженная продуктами распада а-бомбы вода, в связи с этим исследователям пришлось вернуться обратно, Точной даты, когда можно было начать эту работу, отчет по цензурным соображениям не приводит.
Транспорт, на котором была подвешена бомба, найден не был, он исчез без следа, «Арканзас», который стоял на якоре на расстоянии «превышающем 150 м.» от места взрыва, как об этом не точно сказано в отчете, был подброшен на воздух и затонул потом сразу же с разорванным бортом. Нефтеналивное судно У0-160 было волной куда то угнано и до момента окончания ген. Крюгером отчета, не было еще найдено. Один из транспортов, считавшийся затонувшим, был позже найден с перевернутым дном и вскоре затонул действительно. Одно из военных судов, исчезнувшее вначале, было также найдено очень далеко от места взрыва, в неповрежденном почти состоянии. Три подводные лодки, бывшие в погруженном состоянии, упали от взрыва на дно и к моменту заключения отчета подняты еще не были. Плову- чий сухой док затонул, два гидроплана, стоявшие на воде на большом, расстоянии от взрыва, получили большие повреждения и были затоплены. Авианосец «Сарагота» лег на бок и затонул через 7 часов 30 мин. после взрыва. Японский линкор «Нагато» затонул от повреждения через 5 дней. 17 судов: 2 линкора, 2 крейсера, 1 авианосец, 3 эсминца, б транспортов, 1 подлодка, 2 плоскодонных транспорта получили более или менее, но все же значительные повреждения. Крейсер «Пенсакола», получивший уже во время первого опыта 1-го июля сильные повреждения, стал после второго взрыва постепенно погружаться в воду, но все же удалось на него пройти и установить внутри большие разрушения. Эсминец «Хауг» был залит нахлынувшей на него водой, причем борт его сильно пострадал, а он обнаруживал большую радиоактивность и в сильно погруженном состоянии был вытянут на мель у маленького островка юго-восточнее Бикини. Транспорт «Фэллон» обнаруживал большие повреждения корпуса, палубы и верхнего строения, его пришлось также вытянуть на мель, т к. он все время продолжал погружаться. Линкоры «Нью-Йорк», «Пенсильвания» и крейсер «Сальт Ленк Сити» получили небольшие повреждения от давления воды и обнаруживали течь. Авианосец. «Индепанданс», пострадавший ранее от первого взрыва, обнаруживал теперь большие повреждения в подводной части. 2 эсминца и 4 транспорта были повреждены в корпусной части волной, тяжелая подлодка, затонувшая при взрыве, была позже поднята и оттянута к острову, т.к., обнаруживала течь. Один из транспортов был выброшен волною на берег. Более мелкие суда были захлестнуты водой и угнаны волной. Линкор «Невада» и нем. крейсер «Принц Евгений», а также 4 подлодки, 9 эсминцев и 11 транспортов обнаруживали лишь незначительные повреждения.
Из материалов, которые находились на кораблях в районе радиусом в 650 м. от места взрыва, пострадали от давления при взрыве гл. образом чувствительные приборы, как то радар, радио и пр. Продукты питания подверглись радиоактивности и стали непригодными. Предметы снаряжения и вооружения, расположенные на самом острове Бикини, взрывом затронуты небыли.
Выводы из этих двух опытов были сделаны следующие: распространение давления от взрыва под водой также эффективно, как и в воздухе; от давления разрываются даже остовы больших кораблей на значительном расстоянии от места взрыва и в этом смысле а-бомба эквивалентна многим тысячам нормальных подводных мин; продукты распада а-бомбы отравляют огромные массы воды, в размерах, какие трудно было себе ранее представить, причем не было точно установлено, обуславливалось ли это лишь радиоактивными частицами при распаде атомной массы бомбы, или (на что теперь можно ответить более утвердительно) растворенные в воде элементы, в частности, содержащийся в морской соли натрий, стали радиоактивными от воздействия на них нейтронных излучений (наведенная радиоактивность).
При обычных дистанциях кораблей в эскадрах при движении, они не могут считаться заманчивыми целями для атомных бомб, но в противовес этому суда в гавани и большие порты, как таковые, являются, по заключению отчета, такими целями.
(Продолжение следует)
Берн, декабрь 1953г. Г.ОРЛОВВ № 11 «Добровольца», на стр. 15, в статье г. Орлова обнаружены опечатка и пропуск. Было напечатано: «а оно превращается сначала в ядро следующего по месту в периодической система 93-го элемента плутония». Следует читать: 93-го элемента нептуния, а потом в, так называемом, урановом котле его превращают в ядро 94-го элемента плутония, в котором также можно вызвать цепную реакцию.
Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Другие статьи "Добровольца":
- О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ АТОМНЫХ БОМБАРДИРОВОК (продолжение) — Г.ОРЛОВ
- О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ АТОМНЫХ БОМБАРДИРОВОК — Г.ОРЛОВ
- О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ АТОМНЫХ БОМБАРДИРОВОК (продолжение) 4. — Г.ОРЛОВ
- О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ АТОМНЫХ БОМБАРДИРОВОК (продолжение) 7. — Г.ОРЛОВ
- СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ АТОМНЫХ БОМБАРДИРОВОК (продолжение) 10. — Г.ОРЛОВ
Автор: Г.ОРЛОВ