По просьбе редакции "Добровольца" мы приступаем к печатанию на его страницах ряда очерков из русской истории, имеющих целью показать насколько глубока и органически всесторонняя связь нашей истории с той Божественной силою, которая породила и воспитала наш народ и его государственность - о Православной Церковью. Напоминать об этом всеми доступными нам средствами; не пренебрегая даже самыми скромными, совершенно необходимо теперь, когда этот факт замалчивается или извращается. Н.ЕЛЬСКИЙ
(исторические очерки)
I
История нашего русского народа и его государства во многих отношениях своеобразна. В то время как все остальные главные европейские государства или полностью (как Франция, Италия, Англия и Испания) или в значительной степени (как Германии) создались на территории бывшей Римской империи, Русское государств создавалось совершенно вне этой территории, в областях, где никогда до того не было какого-либо организованного государственного образования.
Народы, создавшие прочие крупные государства Европы, к моменту начала своего государственного бытия, прошли более или менее значительный путь культурной подготовки: итальянцы, французы, испанцы – т.е. романские народы получили от древнего Рима очень большое культурное наследие, англичане и немцы значительно меньшее, но все-таки получили. Англичане главным образом через покоренных ими романизированных бриттов, немцы через Священную Римскую империю Германской нации. Кроме того, германцы к началу своей государственной истории имели и свое собственное небольшое, но все-таки существенное, культурное достояние: племенную организацию, законы (напр., Салические, искусство письма (руны).
Ничего этого не имели восточные славяне к тому моменту, когда они начали создавать свое государство.
В глухих лесах, по рекам жили отдельные семьи и роды (т.е. разросшиеся семьи), которые управлялись старшими в роде, т.е. пока был жив отец семейства — отцом, когда же он умирал, то его старшим сыном, который своим младшим братьям становился «во отца место», когда же умирал и он, его сменяли в качестве главы рода постепенно последующие братья, а потом старейшие представители следующего поколения. Занимались они охотой, звероловством., бортничеством и самым примитивным земледелием. Меновую торговлю вели, спускаясь или поднимаясь по рекам, служившим тогда единственными путями сообщения. Грамоты не знали никакой, ее вообще не было у древних славян, кроме зарубок (черт) и нарезов на палках (бирках), которыми при торговле отмечали число купленных или проданных предметов. Ни государственного ни даже племенного устройства не знали.
Внутри родов, при таких условиях существования, никаких осложнений не возникало; все вопросы родовой жизни решались старейшими рода совместно с другими старшинами. А при несогласии род легко мог разделиться — простора кругом было сколько угодно. Но вот в спорах между отдельными родами положение оказывалось безвыходным — у наших восточных славян не было никакой власти, никакой институции, которая могла бы разрешить спор между разными родами, и не было даже понятия, как эти споры должны разрешаться.
Для удовлетворения этой все более и более назревавшей нужды славяне шести родов, составлявших город Новгород, славянские роды Изборска, Ладоги и Белоозера, вместе с финскими родами этой же местности решили пригласить из-за моря нейтральный род — Русь, во главе с их родоночальником — князем Рюриком, чтобы этот род, будучи равно чуждым пригласившим его разным родам, мог решать их опоры совершенно беспристрастно. А эти славянские и финские роды за то обязались кормить приглашенный род и давать ему дани(подарки) за каждое удачно решенное дело.
От этого удивительного и совершенно своеобразного события и ведет начало Русское государство. Но собственно до государства было еще очень далеко.
Первые князья никак не чувствовали себя государями родов, среди которых они творили суд. В свою очередь и роды не ощущали их своими государями. Если возникала нужда в решении того или иного дела, они обращались к князьям Руси, и за это платили им дань, а если такой нужды не возникало, они годами обходились без них и не позволяли(случай с Игорем) князьям слишком часто приходить к ним совершать суд, Князья же, занимаясь разрешением возникавший споров, больше всего интересовались данью, но никак не входили в жизнь родов, признававших их авторитет. Эта отчужденность, можно сказать входила в условия договора с князем. Княжеский род должен был оставаться чуждым местным родам, чтобы не потерять свойства нейтральности, беспристрастности, ради которого он и был приглашен. Эта отчужденность усиливалась и тем, что по языку князья были чужими для населения. Из самых имен их: Рюрик, Хелег (Олег), Игорь — видно, что они были норманами.
Так длится до самого момента Крещения Руси св.кн.Владимиром в 988 г. Еще отец Владимира кн.Святослав (первый носящий славянское имя, но по характеру остававшийся совершенным варягом) настолько не чувствовал своей связи с русской землей и народом, что легко бросил Киев и перенес свою столицу в Переяславец на Дунае, «ибо сюда сходится все доброе: от греков золото, паволоки (шелка), вино и фрукты различные, от чехов и от венгров — серебро и кони, из Руси же — меха, и воск, и мед и рабы».
Следовательно за 4 поколения (Рюрик, Олег, Игорь, Святослав) сборище восточно-славянских и финских родов, возглавленных варяжским родом Русь никак не успело превратиться в сколько-нибудь организованное государство.
А после принятия Крещения, уже в следующем поколении, во времена сына св.Владимира, князя Ярослава, мы видим русское государство цветущим, организованным, самосознающим, культурным.
В своей «Похвале», также как и в своей «Молитве», современник кн. Ярослава митрополит Илларион рисует образ России, как уже совершенно развитого христианского государства с законным, всеми признаваемым, государем во главе.
Путем браков сестер и дочерей Ярослава с иноземными королями и принцами, а сыновей и внуков его с иностранными принцессами, русский княжеский род входит, именно как владетельный род, в тесный союз со всеми цивилизованными христианскими государствами тогдашнего мира: с Византией, Францией, Англией, Польшей, Венгрией, Норвегией, Данией. Для свидетельства того насколько высок стал престиж русского государства ко времени Ярослава Мудрого, особенно показательны браки его сына Всеволода с дочерью Византийского императора, его дочери Анны с французским королем Генрихом I и брак внука Ярославова Владимира Мономаха с Гидой, дочерью английского короля Гаральда. Эти браки показывают насколько глубоко и широко простирался в это время престиж Киевских князей.
Как, почему, каким чудом в течение одного поколения почти бесформенное собрание примитивных славянских и финских родов, еле-еле скрепленных третейско-судебной властью тоже совершенно примитивного варяжского рода, превратилось в сложившееся цветущее государство, пользующееся, обычно нелегко достигаемым, общим международным признанием и почетом?
Ответить на этот краеугольный вопрос русской истории можно только рассмотрев: что принесла с собой к этому времени, вошедшая в среду восточно-славянских племен, Православная Церковь?
(продолжение следует)
Н.ЕЛЬСКИЙ
Оцените статью! Нам важно ваше мнениеДругие статьи "Добровольца":
- СВОЙСТВО ЯРОСЛАВА МУДРОГО. — В. ШИРЯЕВ
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ (продолжение) 2. — Н.ЕЛЬСКИЙ
- О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
- НОВАЯ БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ. — ДОБРОВОЛЕЦ
- ПРИКАЗ ПЕРЕД ПОЛТАВСКИМ БОЕМ
Автор: Н.ЕЛЬСКИЙ