От редакции. Нижеследующая статья Н. Я. Галая перепечатывается из сборника» «Еженедельный обзор важнейших событий в СССР», издания Исследовательско-Библиографического отдела при Институте по изучению истории и культуры СССР, в Мюнхене, по разрешению ее автора.
Можно с уверенностью предсказать, что вынужденный уход Маленкова с поста председателя Совета Министров СССР и замена его маршалом Булганиным, вызовет в прессе свободного мира множество комментариев о возросшем в советской внутренней политике значения армии. Не только факт назначения маршала Булганина, бывшего министра обороны, явится основанием для этих комментариев.
В еще большей степени основанием для выводов о росте значения армии во внутренних событиях послужит прочно владеющая представлениями западных исследователей концепция о нормальном завершении больших революций военной диктатурой. Пример, так называемой, великой французской революции с «18 — м брюмера» Наполеона — образец этой исторической схемы.
Свидетельством прочности этих представлений является факт, что при каждом крупном политическом сдвиге и обострении внутреннего положения в стране, иностранная пресса заполняется комментариями о закулисной или даже открытой роли армии в происходящих событиях, как независимой от партийной власти государственной силы. Уже первые комментарии к советским событиям 8-го февраля, появившиеся в иностранной прессе, наглядно иллюстрируют данный прогноз. Так, немецкая радио — передача в следующих положениях комментировала со бытия: «конец нового курса, начатого Маленковым после смерти Сталина; ныне у власти армия; это она потребовала удаления Маленкова; сегодня — маршалы имеют слово; причина перемены курса — в противоречиях сторонников развития «ширпотреба» со сторонниками усиления тяжелой промышленности и победа последних; генералы же, в проблеме «масло или пушки» — всегда и во всех странах высказываются за пушки; Булганин хотя и не принадлежит к кадровым настоящим военным, сумел внушить к себе доверие армейских руководителей и выдвинут ими.
Если комментарии обозревателей большой иностранной печати и не будут столь примитивны и малокомпетентны как приведенные выше, все же основная мысль об армии, стоящей за кулисами событий, — будет в их оценке событий доминирующей.
Однако анализ событий и положения армии в государственном и партийном аппарате заставляет сделать более сложные прогнозы.
Отставка Маленкова есть следствие внутренней борьбы в партии. Движущим стимулом данной борьбы в партии нельзя считать лишь домогательства на власть тех или иных претендентов, хотя и данный момент может играть некоторую, второстепенную роль в событиях. Основной причиной борьбы является идеологический момент. Характерным признаком этой идеологической подоплеки событии можно считать то, что не общие принципы коммунистической идеологии и ее стратегия — борьба за установление коммунизма во всем мире — являются предметом разногласий и причиной борьбы на верхах партии, а тактические методы проведения их в жизнь. Проблемы коммунистической тактики: проводить ли коммунизацию мира и захват необходимых для этого позиций «тихой сапой» или усиленным давлением, виды, степени и градация этого давления, центр тяжести приложения сил политического и военного воздействия, время его проведения, — таковы объекты борьбы на верхах коммунистического руководства, в президиуме партии и ее Ц.К. Данное положение осложняется для коммунистических руководителей еще тем, что не внешняя политика предопределяет проблемы данной тактики, а внутреннее положение в стране. Это внутреннее положение, предопределяющее возможности СССР, складывается из факторов составляющих военный, экономический и социальный потенциал СССР на данном этапе. Последний фактор — социальный — предопределяет мораль и настроения всего населения страны, а потому является решающим и для первых двух: военного и экономического. Советским руководителям, по опыту минувшей войны, лучше чем другим известно значение морального фактора для боеспособности вооруженных сил, и по опыту экономического строительства — его роль в трудовых достижениях или провалах. Значение же настроений, чаяний и морали широких народных масс и отдельных слоев советского общества представляют на послевоенном этапе развития СССР уже не только пассивный, а в определенной степени и активный фактор, с которым вынуждены считаться советские руководители. Для иллюстрации положения можно привести следующее сравнение: подобно тому как инженер гидравлик может направить движение реки по определенному руслу и заставит водную энергию производить нужную ему работу, он не в состоянии заставить реку потечь вспять, а его просчет в технических расчетах неизбежно сорвет намеченные им работы. Такой же просчет в тактических расчетах грозит провалом всем достижениям и всей стратегии коммунизма от силы внутренних и внешних сопротивлений.
Таково значение разногласий по поводу тактических методов проведения в жизнь основ коммунистической стратегии, предопределяющее остроту внутрипартийной борьбы.
Как известно, наряду с партийной структурой, СССР представлен и его государственным аппаратом. Интересы обоих аппаратов — партийного и государственного — далеко не идентичны. Задача сочетания государственных и партийных интересов, часто находящихся в противоречии и даже в острой коллизии друг с другом, была поставлена жизнью с самого начала существования СССР. Со времени провозглашения этапа «построения социализма в одной стране» и обострения отношений с внешним миром, она приняла особую актуальность. Эта актуальность сохраняется и ныне на этапе «сосуществования двух разных систем». Из опыта и ряда минувших неудач коммунистическая партия вынуждена была сделать практический вывод, что полное попрание партийной догмой государственных интересов страны приводит и партию на порог гибели, так как ее главная сила заключается во владении государственными ресурсами страны, составляющей материальный плацдарм для основной цели партии — мирового коммунистического господства.
Методом персональной унии государственных и партийных функций, т. е. назначением одних и тех же лиц на руководящие посты в партийном и государственном аппарате советские руководители пытались разрешить эту проблему.
Роль армии в государственном и партийном аппарате СССР также двойственна, как и общая структура СССР. В государственном аппарате роль армии не отличается от таковой для армий государств свободного мира. Армия есть средство внешней политики государства — защита его границ — и внутренней: социального и политического сплочения государственного организма через привлечение всех социальных слоев народа и всех наций многонационального государства к обязательной для всех воинской службе. Иной аспект имеет армия в отношении партийного, надгосударственного лика СССР. Она долженствует не только быть покорным орудием правящей государством коммунистической партии, но и быть одухотворенной коммунистической идеологией. Результатом является тот же внутренний конфликт и коллизия в сознании ее представителей в отношении их одновременных обязанностей по государственной и партийной линии. Та же система, как и в общей структуре власти в СССР, система персональной унии государственных и партийных функций высших и средних представителей армии, предназначена устранить данную коллизию и обеспечить единство и подчинение партийным интересам. Так, все высшие представители армии, именно лица находящиеся на высших командных должностях — заместители министров, являющиеся одновременно главнокомандующими сухопутных, морских и воздушных сил, начальники родов войск, командующие военными округами, — являются одновременно членами президиума ЦК или кандидатами в члены.
Эта система персональной унии государственных и партийных обязанностей продолжена до самых низов армии. Выступление маршала Василевского на XIX съезде партии указало, что партийная надежность армии обеспечивается отбором на командные должности генералов и офицеров «преданных партии лиц» /число которых составляло тогда /осенью 1952 года/ 86,4% в отношении всего офицерского состава. Выступление Молотова перед Верховным советом 8.2.1955 года указывало на 77% коммунистов и комсомольцев в отношении всего состава армии.
Эта продуманная система подчинения армии партии и лишения ее возможности играть роль самостоятельной политической силы, действенна, как показывает опыт, при отсутствии раскола и разногласий в самой партии и в условиях мирного времени, при возможности необходимой дозировки партийной прослойки. Однако, обеспечивая включение армии в партийный аппарат с подчинением ее задачам и воле партии, эта же система предопределяет участие высших руководителей армии, а с ними и самой армии, во внутрипартийных склоках и борьбе. Совершенно несомненно, что борющиеся в ЦК группы ищут опоры среди своих военных коллег по партии и ряд военных представителей дожжен оказаться в разных лагерях. С ними могут быть притянуты в разные лагери и те силы, т. е. части армии, которые им непосредственно подчинены. Данное положение о неизбежности втягивания армии во внутрипартийную борьбу приобретает особую актуальность в связи с ударом по аппарату войск МВД, проведенном одновременно с делом Берия. Однако, в этой борьбе армия, в — лице ее высших представителей, не будет пока представлять из себя монолит, как склонны считать западные наблюдатели, а сама армия может быть лишь на ролях беспрекословных исполнителей приказов «политизированных» маршалов.
В связи с данными логическими заключениями приобретает большую правдоподобность сообщение ушедшего в Японии на свободу работника МВД Растворова, что в деле Берия последним подготовлялся переворот при помощи командующего московским военным округом генерал — полковника Артемьева, опиравшегося на 2 дивизии своего округа. Игра была сорвана привлечением противниками Берия маршала Жукова и тайным сосредоточением к Москве трех дивизий из Уральского военного округа. Сообщение Растворова подтверждается фактами бесследного исчезновения генерала Артемьева с комендантами Москвы и Кремля и выводом из Москвы после ареста Берии 4-ой танковой гвардейской Кантемировской дивизии, стоявшей до дела Берия в Москве постоянным гарнизоном о
В свете данного анализа можно сделать выводы в отношении ныне происходящих событий, как общего порядка, так и в отношении участия в них военных представителей.
Прежде всего можно считать, что удаление Маленкова является чисто партийной акцией, а не делом армии, как независимой от партии силы. События означает начало конца коллективного руководства и выдвижение на первое место в СССР Хрущева, первого секретаря партии, поставившего на пост премьера своего послушного выполнителя Булганина. Этим создается положение аналогичное предвоенному, когда фактический глава — Сталин, занимал должность генерального секретаря партии, Калинин был председателем президиума Верховного Совета СССР и Молотов — председателем совета министров.
Затем можно утверждать, что Булганин выдвинут на новый пост не Как представитель армии, для которой он является в первую очередь лишь политическим авторитетом, а как партийный соратник Хрущевской фракции. Правда, в деле борьбы Маленкова и Хрущева участвовали с обоих сторон и ряд высших представителей армии, заседающих в ЦК. Булганин на стороне Хрущева не является главой армейского монолита, а был лишь возглавителем той группы военных, на которую опиралась фракция против Маленкова. Назначения по военному ведомству покажут тех лиц какие были за Булганиным. Одно из этих назначений по военному ведомству уже стало известным, и оно представляет в ходе событий сенсацию не меньшего значения, чем смещение Маленкова. Это назначение на пост министра обороны маршала Жукова. Сенсация этого назначения заключается в том, что из всех «политизированных» маршалов именно Жуков был ближе к группе Маленкова и стоял в определенном антагонизме к маршалам Василевскому и Соколовскому, бывшим ближайшими сотрудниками Булганина со времени занятия им поста военного министра. Это был период нахождения Жукова в опале, когда с должности заместителя Сталина, как главнокомандующего и военного министра, с одновременным исполнением обязанностей советского»проконсула» в Восточной Германии, он был направлен в почетную ссылку, сначала в Одесский, а потом в Уральский военный окру г. Именно за этот период командования Жуковым Уральским военным округом/1947 — 1952 г. /, округ, на страницах «Красной Звезды», чаще других подвергался резкой критике за неудовлетворительную постановку политического воспитания войск, отставание в спортивной подготовке и другие недостатки. Из этой ссылки он был возвращен после смерти Сталина и назначен, наряду с Василевским на равную должность первого заместителя министра обороны Булганина. За последние 2 года можно было отметить постепенный рост влияния Жукова: открытие ему памятника, как трижды герою Советского Союза в его родном селе, назначение на ответственные должности ряда лиц тесно связанных с ним в минувшую войну /как например: ген. полк. Руденко начальником штаба главнокомандующего воздушных сил, ген. армии Малинина — на должность заместителя начальника Ген. Штаба и ряд других назначений/ и оттирание на более низкие должности противников Жукова /например, маршала Соколовского/. Поэтому было логично считать, что в неустойчивом равновесии коллективного руководства, именно Жуков был выдвинут Маленковым в противовес креатуре Молотова и Булганина — Василевскому на равный с ним пост в армии. Назначение ныне Василевского больше соответствовало бы партийному характеру нынешнего переворота.
Кроме того и другой момент является сенсационным в назначении Жукова. Из всех маршалов Жуков является наиболее популярным в армии и имеющим, заслужено или нет вопрос особый, репутацию наименее «политизированного» маршала, т. е. военного в первую очередь государственных, а не партийных тенденций, хотя Жуков уже с 1918 года является членом партии. Его назначение также по этой причине не соответствует логике происходящих партийных событий.
Однако, если принять гипотезу, что внутреннее напряжение в Кремле, на партийных верхах, и в самой стране значительно сильнее, чем свидетельствует бескровный пока «дворцовый «переворот и стоящие за Маленковым силы не являются еще окончательно сломленными, а лишь подавленными выдвижение популярнейшей и авторитетнейшей фигуры из всех военных получает свою логику. Назначение Жукова, имеет тогда целью заглушить оппозицию в самой Армии, могущей иметь место из-за возвращения на старый сталинский курс, и поставить армию на поддержку Хрущевской фракции. Однако последнее означало бы поддержку Жуковым Хрущева и отход от Маленкова. Будущее покажет, сделал ли Жуков ставку на более сильного в партийной борьбе или ему предстоит в скором времени уступить свое место другому, и его нынешнее назначение является переходным, подобно назначению Маленкова министром электростанций.
Также имеет вероятность предположение, что намечающееся заострение внешне-политического курса в назначении Жукова — авторитетнейшего и в глазах Запада советского военачальника — получает уже сразу психологически дополнительный импульс.
Означает ли все это справедливость выводов западных комментаторов, что «ныне армия и маршалы у власти»?
Данный вывод, по логике сделанного выше анализа, надо признать поспешным и несоответствующим еще действительности, и выдвинуть вместо него следующие положения:
- 1/ Армия уже участвует через своих высших представителей во внутрипартийной борьбе, поддерживая или борясь за тех или иных партийных претендентов на власть.
- 2/ В этой борьбе высшие руководители армии не представляют монолита, а находятся в разных партийных фракциях.
- 3/ Сама армия пока сознательно не привлекается к партийной борьбе, являясь, так сказать, потенциальной силой за кулисами событий, на которую стремятся опереться борющиеся стороны.
- 4/ Назначение Жукова свидетельствует о возросшем значении армии во внутриполитических событиях, но не свидетельствует еще о ее самостоятельной роли, как независимой от партии силы.
- 5/ Хотя на данном этапе сама армия не в состоянии принять участие во внутренней борьбе, дальнейшее развитие событий может привести к ее участию. Однако, последнее сможет иметь место еще не в ближайшем будущем.
Таково значение происходящих в СССР перемен и роли в них армии.
Н. Я. ГАЛАЙ
Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Другие статьи "Добровольца":
- ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР НА XX СЪЕЗДЕ В ЦЕНТРАЛЬНОМ КОМИТЕТЕ ПАРТИИ /окончание/. — Н.Я. ГАЛАЙ
- ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР НА XX СЪЕЗДЕ И В ЦЕНТРАЛЬНОМ КОМИТЕТЕ ПАРТИИ. — Н.Я. ГАЛАЙ
- КОНЕЦ ОДНОЙ ИЛЛЮЗИИ. — Н. СТАРИЦКИЙ
- НОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА В СОВЕТСКОЙ АРМИИ. — Н. Я. ГАЛАЙ
- ЗНАЧЕНИЕ ПОЛЕМИКИ ДВУХ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ ПЕЧАТИ. — Н. СТАРИЦКИЙ
Автор: Н. Я. ГАЛАЙ