Родился он около 1530 г., в последние годы царствования великого князя Василий Ивановича, отца Иоанна Грозного. О месте рождения святителя существуют различные мнения… Казанские предания утверждают, что он родился в Казани или ее окрестностях, но это маловероятно, т.к. Казань была покорена только в 1552 г., двадцать два года после рождения святителя. Гораздо вероятнее предание о том, что он родился на Дону и был по происхождению донским казаком. Так польские источники это определенно утверждают. В московских летописях он называется сыном священника, в казачьих и польских источниках сыном казака.
В миру имя его было Ермолай.
Учителем его был святитель Герман Казанский, тот бесстрашный святитель, который при свидании с Грозным, желавшим видеть его на престоле Московской митрополии, не устрашился обличить страшного царя «тихими и кроткими словесы напоминая, что суд Божий и истязания о делах ждут каждого, как царей, так и простых», и который впоследствии единственный из всех епископов русских встал на защиту священномученика митрополита Филиппа.
Это свое бесстрашие и совершенную преданность Божией правде вложил святой Герман в своего ученика Ермолая, когда-то вскоре после того принявшего священнический сан.
От святителя Германа восприял будущий святитель Гермоген также и горячую любовь к книгам и церковному просвещению. Впоследствии, при его приездах в Москву мы неизменно видим его трудящимся в библиотеке Чудова монастыря.
Первое точное известие о святителе Гермогене застает его еще в священническом сане, настоятелем одной из важнейших церквей Казани — св. Николаевской Гостинодворской. При нем в этом месте совершилось великое событие русской церковной истории: явление чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Он же — отец Ермолай составил первое описание этого чуда т.н. «Краткое сказание о явлении Чудотворной Иконы», представленное им царю Иоанну Грозному. Впоследствии это сказание было разработано им в более обширное повествование.
В 1587 году, по смерти жены, он принял монашество в любимом им Чудовом монастыре в Москве, где вскоре был поставлен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Казани, при котором существовала церковная школа — будущее зерно будущей духовной академии Казанской. Настоятелем этой обители святой Гермоген оставался в течение 3 лет.
13-го мая 1589-го года был он посвящен в сан епископа и вскоре же получил титул митрополита Казанского, третьего по рангу в ряду епископов России, после Московского патриарха и Новгородского митрополита.
На Казанской кафедре святитель потрудился 17 лет.
Особенное внимание уделял он мессионерским трудам по просвещению христианской верой татар и иных инородцев Казанского края. Нередко сам он предпринимал поездки по стране с мессионерской целью, а 12-го февраля 1591 года совершил он редкое в древности предприятие: созвал в Казани съезд представителей крещенных татар и иных инородцев и в течение ряда дней проповедовал им, наставляя их в православной вере и заповедуя им в свою очередь наставлять своих соплеменников.
По настоянию святителя Гермогена в Казанском крае было проведено узаконение, по которому магометанам татарам и пленным немцам — католикам и лютеранам, не позволялось держать в рабстве или услужении православных, чтобы не подвергать опасности их веру.
Кроме того святитель Гермоген заботился о храмостроении. Им построены каменный храм в честь Божией Матери над ее чудотворной иконой, а самый чудотворный образ был им осыпан «златом и камением драгим и жемчугом великим»; храм во имя Преображения Господня, церковь во имя Михаила Архангела в селе Архангельском /впоследствии ставшем подказанской свободой/, в свободе Людной в честь св. Димитрия Солунского, в Казани Федоровский монастырь и Иоанно-Предтеченский монастырь в Свияжске.
Летописи также отмечают в святителе Гермогене «к воинскому чину превеликую любовь». Он с самого начала своего святительствования в Казани начал собирать сведения об именах всех воинов, павших при взятии Казани, «на костях бо тех встала православная и русская Казань». Из частных семейных помянников, из летописных записей, из воинских отчетов он собрал эти имена и обратился к патриарху с ходатайством об установлении для поминания этих воинов особого дня, каковым и был выбран первый субботний день после праздника Покрова.
Кроме того святитель Гермоген установил память святых мучеников Иоанна, Стефана и Петра, пострадавших от татар за веру Христову. Их память установлена 24-го января.
Стараниями святителя Гермогена мощи его святого учителя Германа были перенесены в Свияжск. Тогда же были открыты мощи святых Гурия и Варсонофия, а также обретены мощи святых иноков Ионы и Нектария, учеников св. Гурия.
В 1598 г. святитель Гермоген снова направляется в Москву и вместе с патриархом и множеством епископов, духовенства и мирян участвует во всенародном том молении о принятии царства Борисом Годуновым, с которого Пушкин начинает свою драму, посвященную царю Борису.
К этому времени святитель приобретает всероссийскую известность и уважение. Он достиг уже преклонных лет, когда обычно в человеческой жизни заканчиваются ее достижения и подводятся итоги.
При смерти царя Бориса святителю Гермогену уже 75 лет. Но между тем святитель еще не начал главного этапа своего жизненного пути, того, на котором он стал великим святителем всея Руси, ее вождем, ободрителем и священномучеником.
Воцарившийся в 1605 г. Лжедимитрий, желая привлечь на свою сторону любимого и почитаемого всем народом святителя, дает ему звание сенатора в новоучрежденном тогда в Москве сенате и призывает его чаще бывать в столице.
С этого периода начинается новое служение святителя Гермогена: его неколебимое ничем стояние за Божию правду. Вместе с Коломенским епископом Иосифом святитель Гермоген восстает против женитьбы Лжедимитрия на католичке Марине Мнишек и требует предварительного принятия ею Православия.
За это Лжедимитрий «повеле митрополита сослати в Казань и тамо святительский сан с него сняти и в монастырь его заключити». Но приказ не успели выполнить: 17-го мая 1606 г. Лжедимитрий был убит.
После убийства самозванца, был свергнут с патриаршего престола и посаженный им патриарх Игнатий. Новый московский царь Василий Шуйский позвал на патриарший престол святителя Гермогена. 3-го июля 1606 г состоялось его возведение на патриарший престол.
В начале служение св. Гермогена на патриаршем престоле было лишь продолжением его святительствования в Казани. Он строил церкви: создал церковь во имя своего небесного покровителя от купели крещения св. Ермолая, восстановил церковь св.апостола Андрея. Обыскал и заново переработал древнюю службу святому апостолу Андрею, написал»Слово об обретении мощей святителя Алексия митрополита Киевского и всея Руси», занимался исправлением книг, учредил в Москве новую типографию, обратился к духовенству России с посланием «Послание показательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения.»
Но вскоре все это должно было отойти на второй план. Святейший патриарх был Божией волей позван на новый высочайший подвиг, на подвиг стояния за попираемую тогда на русской земле Божию правду.
Измалодушествовались тогда русские люди. Только что присягнули молодому царю Феодору, сыну Бориса Годунова, и тотчас же убили его. С восторгом встретили Самозванца,- присягнули ему, и через десять- месяцев «растерзали его. Возвели на престол князя Василия Шуйского и кажется на следующий же день после принесения ему присяги начали строить ему козни. Измена и коварство проникли даже в ряды духовенства. В самом начале своего патриаршества святейший Гермоген пишет митрополиту Ефрему Казанскому: «наипаче следи за Софийским, Покровским и Ирининским попами, да в них воровства /т.е измены/ бы не было.»
Когда заволновалась Северская Украина в поисках нового Самозванца, патриарх послал туда своего ближайшего помощника — митрополита Крутицкого Пафнутия «со архимандриты и игумены» — уговорить народ отстать от мятежа.
Когда шайки Болотникова подошли к Москве, патриарх установил пост и усиленное моление об избавлении от разбойников, сам ежедневно совершал молебны об ниспослании победы законному царю, вызвал из-под Смоленска 200 патриарших стрельцов и благословил царские рати в поход на мятежников. Болотников был отогнан от Москвы. Патриарх обратился к сторонникам Болотникова с увещательными грамотами, и многие из приставших к мятежнику людей отошли от него.
В Успенском соборе патриарх неустанно проповедовал о необходимости хранить верность богопоставленному царю и не поддаваться соблазнам бунта и грабительства.
Однако против этого законного царя народная совесть выдвигала обвинения, которые не могли не смущать: царь Василий Шуйский трижды всенародно присягал — каждый раз в ином, противоречащем прежнему: сначала он клялся, что царевич Димитрий случайно закололся сам, потом, что царевич Димитрий жив и идет занимать свой отческий престол, и, наконец, что царевич Димитрий принял мученическую смерть от Бориса Годунова.
Чтобы очистить и царя и народ от всех этих столь умножившихся обманов, святейший патриарх Гермоген устроил всенародное моление о ниспослании прощения во всех прежде бывших грехах. Для участия в этом молении патриарх Гермоген пригласил из его обители первого русского патриарха святейшего Иова, свергнутого с патриаршего престола Самозванцем. В свое время патриархом Иовом была наложена клятва на всех участников убиения детей Бориса Годунова. Теперь в Успенском соборе состоялось совместное служение двух патриархов, и святейший Гермоген от имени всего народа исповедывал пред престарелым и одряхлевшим святейшим Иовом все грехи и вины народные, а царь исповедывал свои неправды. Патриарх Иов прочитал над всеми собравшимися и в их лице над всем русским народом разрешительные молитвы и вместе с ними молил Бога о прощении грехов.
/Окончание в следующем номере/
Н. ЕЛЬСКИЙ
Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Другие статьи "Добровольца":
- К ЮБИЛЕЮ МИТРОПИТА АНАСТАСИЯ
- СВЕТЛОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
- ГЕРМОГЕНЫ, МИНИНЫ И ПОЖАРСКИЕ. — Б.ВОЛЬФ
- XIV-ый ВЕК В РУССКОЙ ИСТОРИИ. IV. — Н. ЕЛЬСКИЙ
- ІV. Зарождение Святой Руси. — Н.ЕЛЬСКИЙ
Автор: Н.ЕЛЬСКИЙ