ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР НА XX СЪЕЗДЕ В ЦЕНТРАЛЬНОМ КОМИТЕТЕ ПАРТИИ /окончание/. — Н.Я. ГАЛАЙ « ДОБРОВОЛЕЦ
"Доброволец" » №41 » ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР НА XX СЪЕЗДЕ В ЦЕНТРАЛЬНОМ КОМИТЕТЕ ПАРТИИ /окончание/. — Н.Я. ГАЛАЙ



ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР НА XX СЪЕЗДЕ В ЦЕНТРАЛЬНОМ КОМИТЕТЕ ПАРТИИ /окончание/. — Н.Я. ГАЛАЙ


Отдельно от приведенных списков военных представителей приходится отметить представителей от министерств, а следовательно и войск МВД и МГБ/ последний ныне носит обозначение КГБ/ на обоих съездах.

ЦК, избранный XIX съездом имел в своем составе следующих лиц из этих ведомств:

  • Маршал Берия.
  • Генерал-полковник Круглов — министр МВД.
  • Игнатов — министр МГБ, сменивший непосредственно перед съездом арестованного генерал-полковника Абакумова. Как известно, Берия являлся и членом президиума ЦК КПСС.

В составе кандидатов в члены ЦК XIX съезда имелось пять лиц:

  • Генерал-полковник Гоглидзе.
  • Генерал-полковник Собулов.
  • Генерал армии Масленников/Заместитель министра МВД/
  • Генерал-полковник Серов  /Заместитель министра МГБ/
  • Генерал-лейтенант Рясной
  • В составе ЦК избранного XX съездом имелись?
  • Генерал армии Серов          /Председатель КГБ/
  • Дудоров         /Министр МВД/

В составе кандидатов в члены ЦК, выбранных XX съездом, находится лишь один из представителей обоих полицейских ведомств: Лунев, заместитель министра МВД. Как известно, Гоглидзе и Кобулов были расстреляны в связи с делом Берия и Абакумова. Масленников и Рясной не переизбраны и лишь Серов продвинут в члены ЦК. В общем списке кандидатов в члены ЦК не встречается также ни одного имени из состава тех 51 генерал-лейтенантов и 143 генерал: майоров войск МВД и МГБ, которые составляли их командные кадры в 1945 г.

Приведенные выше данные позволяют сделать следующие общие констатации

Представительство вооруженных сил в ЦК осуществляется, как и прежде, лишь высшими военными чинами — 17 маршалами, адмиралом, генералом армии и генерал-полковником, занимающими ключевые позиции в вооруженных силах, являющимися, все поголовно, членами государственного законодательного органа — Верховного Совета, и осуществляющими своей принадлежностью к высшему партийному органу — ЦК — ту личную унию государственных и партийных интересов, которая характеризует все строение вооруженных сил СССР

Количество военных членов ЦК не усилилось существенно по сравнению с ЦК XIX съезда, принимая в расчёт двух политических маршалов/Булганина и Ворошилова/:

  • 6 маршалов на 125 членов ЦК/4,8% на XIX съезде,
  • 8 маршалов на 133 члена ЦК/6%/ на XX съезде.

Следует при этом отметить, что уже с лета 1953 года состав членов ЦК XIX съезда был усилен одним военным — маршалом Жуковым, введенным в ЦК вместо Берия. Таким образом, усиление военного представительства членов ЦК на XX съезде ограничилось фактически лишь одним человеком.

Количество военных среди кандидатов в члены ЦК уменьшено на XX съезде вдвое по сравнению с XIX съездом:

  • 22 кандидата в члены ЦК на 110 человек /20%/ на XIX съезде,
  • 12 кандидатов на 132 человека /неполные 10%/ на XX съезде.

Принимая во внимание, что выдвижение в кандидаты в члены ЦК означает, так сказать, производство в политические сановники почти первого ранга,

можно утверждать о значительном ослаблении общего представительства сооруженных сил в высшем органе партии по сравнению с XIX съездом.

Выдвижение маршала Жукова в число кандидатов в президиум ЦК/первым кандидатом/, в котором до сего времени состояли лишь а политических маршала, является некоторой компенсацией этого количественного ослабления представительства армии в ЦК.

Представительство полицейских войск в ЦК сохранено лишь  за главами ведомств МВД и КГБ и одним из заместителей, министра МВД. Все же остальные представители этих войск выведены из состава кандидатов в члены ЦК.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что возросшее при системе » Коллективного руководства» значение ЦК, как высшего органа партии, сопровождалось значительным численным уменьшением военного представительства в ДК/учитывая и кандидатов в члены/, и почти полной ликвидацией в нем представительства войск МВД. Однако, одновременно с уменьшением численного представительства военных кандидатов среди кандидатов в члены ЦК, сохранение, и даже некоторое усиление, представительства армии в самом ЦК, также  как и выдвижение Жукова в президиум ЦК КПСС, затрудняют определение, на основании одних статистических показателей, следующих важных вопросов:

Ослаблены или сохранены позиции вооруженных сил в высшем партийном органе?

Указывает ли выдвижение Жукова на усиление его личных позиций в общей системе власти?

Заключается ли в ослаблении представительства МВД и в выдвижении Представителя армии — Жукова — в высшие политические сановники, начало процесса эмансипации армии и превращения её в независимую от партии силу.

Чтобы ответить на эти вопросы требуется дополнить рассмотрение количественной стороны происходящих изменений исследованием, так сказать, качественного смысла их. Это рассмотрение позволяет установить следующее:

А. Военные члены ЦК.

Кроме обоих политических маршалов — Ворошилова и Булганина — в члены ЦК выдвинуты лица, занимающие следующие должности:

  • Министра обороны.
  • Первого заместителя министра обороны.  Главнокомандующего вооруженными силами Варшавского пакта.
  • Начальника Генерального Штаба армии и морского флота.
  • Командующего Дальне-Восточным военным округом. Командующего Московским военным округом.

В состав нового ЦК оказался не введен заместитель министра обороны по военно-морским силам — адмирал Кузнецов. Он не числится также ни в числе кандидатов в члены ЦК, ни даже в ревизионной комиссии партии. На основании этого можно предполагать, что он вообще снят недавно со своей должности.. Однако, адмирал Горшков, бывший при Кузнецове его заместителем, а ныне, возможно, возглавляющий военно-морские силы, числится лишь кандидатом в члены ЦК. Интересно, что в составе кандидатов нет других представителей морского флота/исчезли адмиралы Басистый и Захаров/, что указывает на определенное ослабление представительства в ЦК именно морских сил. Новыми членами ЦК, кроме Жукова, введены маршалы Москаленко и Малиновский — командующие Московским и Дальне-Восточным округами. По должности ими занимаемой и по практике осуществления того, что мы назвали «личной унией партийных и государственных обязанностей», им место не в самом ЦК, а среди кандидатов в члены, по примеру ХТХ съезда. Поэтому можно считать, что их выдвижение в политические партийные сановники 1-го ранга было связано не со значением их должностей, а личной ролью в партийных делах последнего времени. Если учесть, что производство Москаленко в маршалы и все выдвижение его произошло не на основании старых военных заслуг минувшей войны, которую он закончил одним из среди 80 командующих армиями, а в связи с делом Берия, когда он сменил в Московском военном округе внезапно исчезнувшего генерал-полковника Артемьева, то чисто политический характер его выдвижения становится очевидным. В отношении Малиновского, послевоенного «наместника» Дальнего Востока пока трудно установить: какую политическую роль играл он в последних событиях? Бывший унтер-офицер русского экспедиционного корпуса во Франции/ в первую мировую войну /, один из первых большевистских агитаторов в этом корпусе, Малиновский до настоящего времени имел репутацию преданного и нерассуждающего партийца. Его служба в минувшую войну проходила на участках фронта, не находившихся под командованием маршала Жукова. Как командующий одной из армий Сталинградского фронта в 1942 г., а затем командующий одним из украинских фронтов, Малиновский должен быть близок Хрущеву, члену военного совета этих дронтов, но не мар палу Жукову. Особым вопросом, на который, пока, не может быть дан ответ, является: означает ли выдвижение Малиновского усиление значения Дальне-Восточного округа в плакируемых партией событиях в Азии, как это имело место и перед войной во времена Блюхера? Во всяком случае можно сказать, что в выдвижении Малиновского незаметно руки Жукова.

Касаясь же вопроса о характере взаимоотношений военных членов ЦК приходится констатировать, по их прежним связям с членами Политбюро, что они не представляют единую группу, а скорее соперничают друг с другом выдвижением.

Б. ВОЕННЫЕ КАНДИДАТЫ В ЧЛЕНЫ ЦК

В составе кандидатов в члены ЦК, кроме уже отмеченного выше адмирала Горшкова /от военно-морских сил/, имеются:

  • 3 маршала, занимающие должности в центральном аппарате министерства обороны /Баграмян, Бирюзов, Буденный/.
  • главнокомандующий воздушными силами /главный маршал авиации Жигарев/
  • главнокомандующий артиллерией /маршал артиллерии Неделин/.
  • 3.6 командующих военными округами /Чуйков, Тимошенко, Еременко, Лучинский, Горбатов и командующий группой войск в Германии Гречко/.

Новыми лицами среди кандидатов являются: маршалы Бирюзов, Еременко и адмирал Горшков, выдвинутые в связи с их восхождением по военной линии за период после XXX съезда. /По сути дела Еременко, один из старейших советских военных и партийцев, должен был бы быть кандидатом и на XIX съезде/.

Исчезли из состава кандидатов в члены ЦК, кроме умершего Говорова и пропавшего Артемьева:

три адмирала — заместители главнокомандующего морскими силами /Басистый и Захаров/ и бывший военно-морской министр/адмирал Юмашев/, начальник бронетанковых войск /маршал Богданов/, бывший главнокомандующий воздушными силами /маршал Вершинин/ заместитель начальника Главного Политического Управления /генерал-полковник Кузнецов/.

начальник Генерального Штаба армии/генерал армии Малинин/ и предшественник его на этой должности/генерал армии Штеменко/. бывший командующий Беломорским/Северным/ в округом/маршал Мерецков/. Можно считать, что адмиралы Басистый и Юмашев, маршалы Богданов и Вершинин, и генерал армии Штеменко не занимают более должностей, дающих им по практике «личной унии» привилегии, связанные с положением кандидатов в члены ЦК. Маршалы Жуков и Малиновский, кандидаты XIX съезда, повышены в ранг членов ЦК.

Обойдены и исключены из состава кандидатов в ЦК: маршал Мерецков, отозванный с поста командующего округом, но числящийся в центральном аппарате военного министерства, генерал армии Малинин, продолжающий и ныне сохранять свою должность, как и генерал-полковник Кузнецов. Малинин, Кузнецов Мерецков перечислены в состав ревизионной комиссии партии, что означает, конечно, понижение по партийной линии. Также обращает на себя внимание факт, что сам начальник Главного Политического Управления — генерал-полковник Желтов — совершенно не попал в аппарат ЦК.

На основании вышеприведенного можно сделать предположение, что в период, предшествовавший съезду, ряд лиц выбыли из кандидатов в ЦК, в связи с отстранением их от руководящих должностей по вооруженным силам. Остается неизвестным причины этого отсева; военная непригодность или политическая неблагонадежность.

Однако, на XX съезде создавшаяся убыль среди кандидатов в члены ЦК не сольдо не была замещена, но еще более усилена. 3 лица, сохранившие свои руководящие должности по армии, как отмечено выше, были выведены из состава кандидатов.

Наиболее интересным в этом процессе является снижение значения Главного Политического Управления вооруженных сил. Уже партийные конференции военных округов перед XX съездом, происходившие в января 1956 года, свидетельствовали об уменьшении его значения. Так, отчетные доклады на окружных военных конференциях делались, в отличие от прошлого, не начальниками политуправлений военных округов, а самими командующими округами. При этом следует отметить резкую критику рядовыми делегатами недостатков работы Главного Политического Управления и соответственных управлений Округов. Эта критика была общей и характерной чертой этих конференций. Если в уменьшении значения политического аппарата в войсках можно видеть завершение процесса укрепления принципа единоначалия /с сведением политического аппарата на роль лишь технических помощников, облеченных доверием партии/, то резкость предсъездовой критики в отношении его, не объясняется еще этим процессом. Можно сказать, вернее высказать предположение, что «в предсъездовых обсуждениях новой генеральной линии в ЦК, представители политического аппарата армии могли оказаться не единомышленниками Хрущева и его сторонников.

Таким образом, можно дополнить первые выводы данного анализа и ответить на поставленные 3 вопроса следующими положениями:

1. Количественное ослабление военного представительства в ЦК партии не означает еще фактического умаления значения армии в аппарате власти. Сокращение военных представителей в ЦК /среди кандидатов в члены/ выражается в неподходящих к роли партийных сановников высших военных руководителей. Оно означает отбор из верхов вооруженных сил более надежных для партии лиц, т. е. политизацию ограниченного числа высших военных представителей.

2-. Выдвижение Жукова в кандидаты президиума ЦК КПСС не усиливает самостоятельной позиции вооруженных сил в аппарате власти, а является мерой закрепляющей подчинение вооруженных сил «коллективному руководству» партии через выбранного для этого командира-единоначальника.- Послушание Жукова обеспечивается тем, что подбор в ЦК высших военных руководителей проведен по принципу создания неустойчивого равновесия на верхах армии из враждебных и соревнующихся друг с другом персонажей. Разделяй и властвуй — основной метод этого подбора.

3. Эмансипация вооруженных сил в независимую от партии политическую силу не сделала никакого прогресса за время после смерти Сталина, несмотря на ряд острых кризисов власти, как дело Берия, чистки в аппарате МВД и смещение Маленкова. Партии удалось сохранить господство над вооруженными силами и не допустить роста её политического влияния, несмотря на разгром высших полицейских кадров — этого «меча» коммунистической власти.

Однако, ограничение количества лиц, призванных по методу «личной унии» быть одновременно высшим военным и политическим сановником, свидетельствует, что «коллективное руководство» сочло опасным наличие большего количества облеченных высоким политическим авторитетом высших войсковых начальников. Это является косвенным свидетельством о наличии имеющихся и неподавленных тенденций к эмансипации в самих вооруженных силах.

В 1953 г. автор данного обзора, в своей статье «Внутренняя политика и советская армия», в оценке обстановки после смерти Сталина сделал прогноз: «На доступный предвидению отрезок времени нет оснований считать, что среди нынешних высших руководителей армии найдутся претенденты на роль Бонапарта, т к высшие военные руководители, являясь одновременно высокими партийными сановниками, не представляют политически звезд первой величины. Только при таком развитии событий, что наступило бы ослабление самого партийного аппарата в результате острой внутренней партийной борьбы, или в случае втягивания СССР в большую «горячую» войну, армия будет иметь возможность эмансипироваться в независимую от партии силу, выдвинув новых вождей из своей среды.» Система военного представительства на XX съезде подтверждает сделанный тогда прогноз.

 

Н.Я. ГАЛАЙ

От Редакции. Настоящая статья с любезного согласия автора перепечатана нами из «Обзора важнейших событий в СССР», № 88, издание Института по изучению СССР.

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ «ДОБРОВОЛЕЦ» — ВАШ ЖУРНАЛ — ПОДПИСКОЙ И ПОЖЕРТВОВАНИЯМИ!

 



Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Глаза б мои не виделиПредвзято, тенденциозно, скучноСталина на вас нетПознавательно.Спасибо, помогли! (Вы еще не оценивали)
Loading ... Loading ...



Другие статьи "Добровольца":

Автор:

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.