I
» Не хлебом единым жив будет человек». Эти слова относятся к жизни не только отдельного человека, но- и народов. Народы, как и отдельный человек, должны иметь тот источник вдохновения, который творчески орошает и оплодотворяет их жизнь и подымает их на высшую плоскость сравнительно с их природными данными, творчески расширяя их жизненные горизонты.
Эти духовные начала есть самое ценное достояние в жизни народа; они его, и вместе с тем выше его, ибо они — те идеалы, согласно которым он стремится жить, и тот духовный масштаб,, та духовная мерка, согласно которой он оценивает себя и свои действия и достижения, и нередко – в момент религиозного подъема и перелома – произносит суд над самим собой. Отрежьте эти корни духовной жизни, и нечем будет народу дышать духовно.
Для русского народа таким основным питающим фоном, таким источником духовной силы было христианское благовестив,. принесенное ему Православной Восточной Церковью и представленное в его истории и жизни этой Православной Восточной Церковью. Русский народ в своей вере, в своей духовной жизни, часто весьма несовершенной жизни, полной грехов и недостатков, «ухватился», так сказать, за самый Центр христианского благовестил: снисхождение милосердного Бога к недостойному грешнику, кающемуся и пораженному Его милосердием. Евангельская история полна таких повествований. Они нашли глубокий отклик в народной душе. Народная душа со всей силой сокрушенного чувства отзывается на такие слова из песнопений и молитв Великого Поста, как «Покаяния отверзи ми двери, Живодавче».
Народ православный чувствовал себя недостойным грешником перед лицом Божиим и умилялся вместе с тем безмерному снисхождению спасающей любви Божией. С глубоким умилением следил он за словами и обрядами служб Страстной недели, рисующими это безмерное снисхождение — даже до мук и Креста и смерти Единородного Сына Божия. «Жизнь во гробе положился еси, Христе, и ангельская воинства ужасахуся, снисхождение славяще Твое»
«Днесь висит на древе иже на водах землю повесивый; венцом от терния облагается иже ангелов Царь; в ложную багряницу облачается одеваяй небо облаки»….
Но не только страждущий Богочеловек, близкий к нам, к.нашему страданию, не только благостный и смиренный Учитель, имеющий власть прощать грехи, допускающий к себе мытарей и. блудниц, но — может быть, в еще большей степени — и Воскресший, и Победитель ада и тьмы, и греха и смерти навсегда покорил душу русского народа. Об этом свидетельствует то огромное общенародное значение, которое в России имеет Светлый Праздник Воскресения Христова в народной, как и в церковной жизни. Это был «праздник из праздников» и «торжество из торжеств». Лучи победы освящали в нем жизнь, давали новый смысл жизни, пронизывали ее отголоском Воскресения Христова.
2.
На самую ткань жизни, жизни ежедневной, наложило свою печать христианство там, где оно творчески воздействовало на народную душу. Русский человек нередко был склонен к хаосу, к эмоциональному беспорядку, к «размаху», который нередко переходит в хаос, а в некоторых кругах интеллигенции (как и в бабах-кликушах) порою порождает истерию, ярко представленную напр., писателями — «символистами». Православная Церковь — великая воспитательница народной души, насаждала в русском человеке дух трезвенности, внутренней меры, смирения, мужественности и духовного подвига, подчиняющего внешнюю эмоциональность просветленным законам духовной жизни. Великие старцы и наставники духовной жизни были живыми носителями и примерами этого подвига. Но этот идеал трезвенности благолепия, духовного благообразия захватывал и широкие круги народа. Соединение скромности, смирения с каким-то внутренним достоинством человека-христианина было характерно для многих живых представителей христианского миросозерцания в народной среде. Примеров можно привести бесконечное количество. Но из литературных примеров, может быть, один из особенно ярких это — сцена в «Декабристах» Л.Н.Толстого, как деревенская старуха Тихоновна, в хлопотах о своем несправедливо заключенном муже, отправляется в Москву, в московскую усадьбу своих господ Чернышевых. Робко входит она в большую «людскую» избу. Это для нее — выход в большой, незнакомый свет. Критические взоры некоторых представителей столичной прислуги встречают ее. Но она так подлинна в своем деревенском правильном наряде, в своих белых онучах; так истово кланяется она сначала три раза перед иконой, а потом уже на все стороны присутствующим, что смешки смолкают. Есть внутренняя подлинность, внутреннее достоинство в этих смиренных, часто совсем простых людей, внушающее уважение. Это благообразие духовное предносилось как идеал многим крепким в вере и отцовском благочестии русским людям и осуществлялось многими из них. Оно наложило свою печать, напр., на патриархальные формы русского религиозно-укорененного семейного быта, в самых различных слоях русского населения, начиная от крепких крестьянских семей, особенно, напр., старообрядческих, и кончав связанными с духовной традицией предков, семьями купечества, духовенства и дворянско-аристократического класса. Стержнем благочестивой русской семьи является РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ, о котором говорится уже в русских былинах об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, о Дюке и даже в былине о Ваське Буслаеве. Преподание родительского благословения новобрачным обставлялось особенно торжественно; ряд примеров, взятых из крестьянской среды различных русских губерний, собран, напр., у Терещенки в его книге «Быт русского народа», вышедшей более ста лет тому назад(1842?). Носительницей, особенно чтимым символом этого благословенного духовного наследия предков была ДЕДОВСКАЯ ИКОНА, переходившая из поколения в поколение. Она представляла собой невидимое присутствие Божье в семье и нерушимую духовную связь с предками и благословение родителей.
Мать-христианка является часто духовным питающим центром христианской семьи. Ее воздействие на детей бывало огромно. Она часто была главным проводником религиозного начала в жизнь семьи.
Вспомним, напр., что говорили о своих духовно очень замечательных матерях такие выдающиеся русские люди, как А.С.Хомяков или философ, князь Е.Н.Трубецкой, признававшие решающее, основоположное влияние своих матерей-христианок на всю свою духовную жизнь. Благодатная жизнь Церкви вливалась в семью особенно сильно через посредство матери, в прежние времена и поныне.
3.
Русская культура была сильно оплодотворена религиозным началом, черпала свое творческое вдохновение в значительной степени из источников своего христианского опыта. Остановлюсь лишь на некоторых проявлениях этих христианских начал в русской культуре.
Через всю русскую классическую литературу 19-го века красной нитью проходит ПРОПОВЕДЬ ЖАЛОСТИ к страждущему брату и провозглашение, великого достоинства человека, кто бы он ни был и к какой бы среде, к какому бы слою он ни принадлежал. Над русской классической литературой 19- го века можно было бы надписать в виде эпиграфа слова Пушкина: «Милость к падшим призывал». Вспомним галлереи бедных забитых «маленьких» страждущих людей в русской литературе, «бедных людей», «униженных и оскорбленных», людей из «Мертвого Дома» Достоевского, всех этих преступников, блудниц, пьяниц, которых он изображает с сочувствующим состраданием, в которых он, среди грязи и разврата, находит затаенную, еще теплящуюся искру Божию. Вспомним мягкий, сострадательный юмор великого человеколюбца Чехова, любовь Толстого к простым людям. Русская классическая литература 19-го века явилась и является ВЕЛИКОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ, из которой она и почерпала свою великую, нравственно двигающую силу, вылившуюся при этом не в сухих каких-либо прописях, а в великих живых произведениях искусства. Школа любви, школа признания ЦЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛИЦА каждого человека — как это абсолютно отлично от большевистской проповеди. И этому суждено одержать победу над ней. Недаром в Советской России так зачитываются русскими великими классиками 19-го века. Здесь — один из прорывов в большевистском дух- ном фронте, уже осуществляющихся прорывов .
Можно сказать, что и дух ПРОСТОТЫ и подлинности, столь характерный для русской великой литературе 19-го века, имеет религиозные корни, вдохновлен духом, живущим в православной Церкви, в ее великих святых и подвижниках. Трезвенность, сдержанность духовная, глубокое смирение и простота сердца, в которой сказывается истинное величие духа, как это характерно — мы уже видели — для ее духовной традиции, для высот ее религиозной жизни!
Не повлияло ли это на ту поразительную трезвенность и лаконичную сдержанность и внутреннюю целомудренность стиля, которые поражают нас в величайших лирических творениях Пушкина и Тютчева?
Воздействие Православной Церкви на все развитие русской культуры во обще многообразно., трудно, поддается учету по своему богатству.и многообразию. Не буду останавливаться на изумительных произведениях русского церковного искусства — на древних иконах и русском религиозном зодчестве. Хочу сказать несколько слов о.весьма ярком и оригинальном развитии русской религиозной мысли.
Русская религиозная мысль нового времени, особенно в лице Ивана Киреевского (1805-18-59) и А.С. Хомякова (1804-1860), которых можно назвать родоначальниками синтеза между данными западной интеллигенции и традициями внутренней жизни восточного христианства. Недаром Л.Киреевский в писме к Хомякову 1839-го года называет Исаака Сирина величайшим христианским мыслителем. Истинное познание Божественного дается только при «изменении моего внутреннего «я») при врастании моем в божественную действительность. Я должен CAМ ИЗМЕНИТЬСЯ, сам переродиться, сам преобразиться, и только так становлюсь я способным постигать Истину не словами, а существенно. Позначние жизни есть НОВАЯ ЖИЗНЬ, жизнь обновленного духа, захватывающая ВСЕГО человека, его волю и чувства и внутреннее познавание, а не только логические схемы. Кто знает об истине только по наслышке и не живет ею, подобен человеку, желающему утолить свою жажду водой, нарисованной на стене (сравнение Исаака Сирина). Все учение Киреевского о познании истины может рассматриваться как комментарий к этим словам апостола Павла во 2-ом Послании к Коринфянам «Мы же с открытым лицом, взирая на славу Божию, мы САМИ ПРЕОБРАЖАЕМСЯ ИЗ СЛАВЫ В СЛАВУ, как от Господня Духа». Воздействие Духа Божия в «соборности» братской любви, объединяющей нас друг с другом, силою Духа, причем принцип свободы личности органически соединяется с принципом братского общения — вот основная тема Хомякова. Свобода личности и любовь, объединяющая нас воедино с братьями в великий живой организм единого Тела Христова вот что, по убеждению Хомякова, есть смысл развития человечества. И национальная жизнь призвана служить этому великому объединению всех люде в Боге, в Истине Божией, в живом организме Тела Христова.
«О, вспомни свой удел высокий»,-говорит он России, «Былое в сердце воскреси И в нем сокрытого глубоко Ты ДУХА ЖИЗНИ допроси! «Для Достоевского(который был не только великим художником, но одна из величайших христианских мыслителей нашего времени.) ответ на обуревающие нас сомнения, на наши страдания, на несправедливость, царящую в мире, на нужду, грязь, сладострастие и жестокость человеческие, ответ на то, что мы в смысле жизни, и в истине и правде Божией начинаем сомневаться, — дан только в одном: в образе Христа, который сам раскрывается нам в глубинах сердца нашего, как имеющий власть прощать, как безмерно Снисходящий к нашему страданию и падению, как Милующий и Восстанавливающий нас, как САМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕРДЦУ НАШЕМУ о действительности Истины и Любви, которые Он есть сам. В Любви Божией, снисходящей к нам во Христе, и в нашей непосредственной ВСТРЕЧЕ С НЕЮ (ибо другого доказательства нет, кроме этой встречи) раскрывается для болезненно-чуткого, для душевно взбудораженного и мятущегося Достоевского смысл и цель и жизни нашей и страдания нашего, и освящение жизни и предчувствуемое уже теперь преображение мира(как у старца Зосимы в»Карамазовых» или у странника Макара Ивановича в «Подростке»). Достоевский в своем миросозерцании глубоко христоцентричен и вместе с тем глубоко народен. Не закрывая глаза на всю мерзость падения, на которую способен русский народ, он продолжает любить его даже в падении его (хотя оно ему омерзительно) и ВЕРИТ В ЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЕ СИЛОЮ БОЖИЕЙ.
Христианство, как мы знаем, влияло не только на эстетическую культуру и на литературу, на религиозную философию русского народа, не только на патриархальный быт благочестивых семей — оно оказывало воздействие на весь поток исторической жизни русского народа, среди всех его падений и недочетов, оно часто было ему маяком среди мрака его страданий и собственного греха. То, что мы говорили о покаянной стихии, захватывающей русского человека, напр., в богослужениях великого поста и особенно ярко проявлявшейся в отдельных случаях обращения тяжкого грешника к Богу, — это относится в значительной степени и к ЖИЗНИ И К СУДЬБАМ РУССКОГО НАРОДА В ЕГО СОВОКУПНОСТИ.
Уже в летописи Нестора под 1093 годом, при описании страшного набега половцев и мук русских людей, особенно же отведенных в плен, усиленно проводит мысль, что это есть попущение Божие в наказание за грехи народа. Это чувство вины своей перед Богом и что Бог карает нас за грехи наши, часто пробуждалось в самых широких кругах народа в моменты кризисов или горя народного. Об этом свидетельствует, напр., то широко распространенное в Смутное Время сказание о неком благочестивом человеке, который в видении был перенесен в какую-то большую церковь и видел, как Матерь Божия слезно молила Сына Своего простить грех заблудших и впавших в глубину греха русских людей.
Та же идея необходимости покаяния пророчески звучит в конце «Бесов» (пропуск страницы ?) только и мыслимо и в наши дни действительное возрождение России и избавление ее от темных сил, действующих в большевизме.
Живыми примерами такого любвеобильного служения ближнему были великие Оптинские старцы 19-го века. Активному служению ближним учила Церковь русских людей. Был также ряд представителей Церкви, которые бестрепетно выступали за правду перед сильными мира сего и обличали их, не боясь смерти. Так Феодосий Печерский обличал великого князя Святослава за незаконный захват им киевского престола. Так же мужественно обличали князей за неправду и другие печерские подвижники — Григорий Чудотворец князя Ростислава) и игумен Иоанн(великого князя Святополка II). Святой Григорий Вологодский в 1430 году мужественно выступал с обличением просив Димитрия Шемяки за беззаконно начатую междоусобную войну. «Князь Іимитрий — говорил он ему — разве ты не читал в Писании: Суд без милости не оказавшему милости?» Вспомним мужественный подвиг свидетельства о правде митрополита Филиппа Московского, запечатленный его мученической гмертью, и особенно близко нас касающийся и близко нас захватывающий юдвиг бесчисленных мучеников и исповедников последних лет в Советском Союзе.
Высший цвет человеческой личности, высшие достижения человечества имеем в лице СВЯТЫХ его. Они, как бы теперь уже являются переходом, тут, среди нас, к высшей степени бытия и тем самым служат живыми свидетелями высшей действительности. Они вместе с тем — высший цвет нации, произведшей их, но они не укладываются в рамки только национальные, как, вообще, все высшие духовные и культурные ценности человечества. Светильники подлинной христианской жизни — не словом, а делом всем бытием своим — русские святые сверхнациональны, ибо из сверхнационального и Вечного черпают они силу свою, и вместе с тем они — высшее достижение русского народа. В них русский народ ощущал близость Божию. Они уходили в леса и пустыни и болота, на берега пустынных озер и рек, на далекие дикие острова, и народ шел к ним, ибо знал, что великие силы, великие возможности любви и горения духовного и помощи ближнему, выработанных ими в этом их молитвенном уединении, и получал помощь от них. Имена их бесчисленны. А. другие оставались в мирской обстановке и светили в ней. Вспомним, например, Завещание Владимира Мономаха детям своим и характеристики его и других благочестивых и праведных князей в Древней Летописи,
Суровый подвиг личный, соединенный с любвеобильным деятельным служением ближнему, смирение и трезвенность и простота, детская простота сердца, сочетающаяся с великой мудростью духовной, с даром «различения», духовный такт и горение духа, просветляющее всю окружающую духовную атмосферу (как мы имеем это, например, в лице Серафима Саровского) — вот характерные черты высшего проявления в жизни русского народа не религиозных только — нет, свыше, из другой, сверхсубъективной области приходящих сил, свидетельствующих о другой, высшей Действительности. Особенно же ярко и наглядно проявилось это свидетельство, как мы указывали, в подвиге мучеников и исповедников, бесчисленных причем имена только некоторых нам известны — пострадавших при большевиках за веру христову. Вспомним, напр., имена митрополита Вениамина Петроградского, митрополита Арсения Новгородского, митрополита Петра Крутицкого, епископа Дамаскина Глуховского, архиепископа Иллариона, многочисленных Соловецких мучеников-исповедников, и многих, многих других.
Одной чертой русской религиозности хочу я закончить, В центре ее — как мы уже говорили — стоит радость о Воскресении Христовом, радость о ПОБЕДЕ Сына Божия — через распятие и воскресение Свое — над силами ада и тьмы и смерти. Вот эта вера в победу Богию, эта радость воскресения, это дух первохристианской проповеди, жииущой в ней («Сие есть победа, победив лая мир — вера наша»- Иоан.5,4), и есть тот стержень духовный, то знамя духовное, которое поможет русскому народу в его борьбе против темных сил Зла и Лжи за правду Божию.
«Сообщение РПК в Нью-Йорке»№5.НИКОЛАЙ АРСЕНЬЕВ
Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Другие статьи "Добровольца":
- К ЮБИЛЕЮ МИТРОПИТА АНАСТАСИЯ
- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! — АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ
- НАРОДНОЕ МУДРОСЛOBИЕ. НАРОДНАЯ ЖИЗНЬ, ВЫРАЖЕННАЯ В СЛОВАХ
- 14-ый век в Русской истории (продолжение, №31) — Н. ЕЛЬСКИЙ
- ПАМЯТИ ГЕНЕРАЛА А.В. ТУРКУЛА. — Епископ Нафанаил
Автор: НИКОЛАЙ АРСЕНЬЕВ