ТО, О ЧЁМ НЕЛЬЗЯ УМОЛЧАТЬ. — ВИТАЛИИ ЗИНЧЕНКО « ДОБРОВОЛЕЦ
"Доброволец" » ПАТРИОТИЧЕСКИЙ И ДЕТСКИЙ РАЗДЕЛ » ТО, О ЧЁМ НЕЛЬЗЯ УМОЛЧАТЬ. — ВИТАЛИИ ЗИНЧЕНКО



ТО, О ЧЁМ НЕЛЬЗЯ УМОЛЧАТЬ. — ВИТАЛИИ ЗИНЧЕНКО


«Отбросим эгоизм, будем трудиться для потомства».

Так определяет свою идею о нравственном и национальном воспитании и образовании отец русской педагогики Константин Димитриенич УШИНСКИИ. Забота о сохранении подрастающим поколением эмиграции его национального облика всей своей тяжестью ложится на семью. Для родителей вопрос обучения детей родному языку часто является трагическим; учителей нет, а сами не умеют взяться за обучение.

Кто же должен явиться организатором в деле помощи семье передать детям любовь к их родине, сообщить им начатки знаний о ней, охранить в чистоте их русскую речь, приобщить к православности? Естественно, что все наши общественные и церковные организации, отбросив личный эгоизм, должны стать на челе организаций народных школ.

Уже само слово ШКОЛА заключает в себе очень много, а когда вникнем значительно глубже, и задумаемся над важностью этой школы, то тогда еще сильнее убеждаемся насколько в жизни каждого человека необходима она. Вспомним отдельные места стихотворения Плещеева: «…шел вчера я мимо школы. Сколько там детей, родная! как рассказывал учитель, долго слушал у окна я… В окошко и меня втащил учитель, говорит: «Пой с нами, крошка! Да проси, чтоб присылали в школу к нам тебя родные, — все вы скажете спасибо ей, когда будете большие».

Школа прививает любовь к родной стихии, к родному православию, раскрывает ту великую правду, что нельзя стать человеком вне своего народа, вне всей исторической его жизни, вне его веры.

О том пути, который пройден нами при организации школьного обучения детей, мы и поделимся с нашими соратниками, читателями журнала «Доброволец», и, может быть, ознакомившись с нашим начинанием, в отдельных городах и местечках последуют нашему примеру и с Божией помощью также организуют школу.

Еще пять лет тому назад возникла мысль об организации школы родного языка, но как это и бывает в жизни, всякое нововведение вызывает у одной части общества отрицательное отношение. Часто приходилось слышать: «что, школа русского языка? Русские детские книги, зачем, для кого?… Наши дети посещают школу, изучают английский язык, им здесь жить и здесь строить будущее.».. В такой атмосфере и пришлось начинать работу среди детей.

Но, благодаря отдельным лицам, ревнителям русскости, благодаря их жертвенности, такту, долготерпению, в 1954 учебном году было положено основание церковно-приходской школе. В одно из воскресений шестилетняя Ирочка Костюшка, дочь нашего соратника, явилась на урок, который длился 30 минут. Начало положено. В следующее воскресение пришло еще трое детей: Шурик Савельев, Светлана Соколова и Витя Гуринович. Начали с азбуки. Дети схватывали быстро названия букв, но присутствие родителей на уроке, к тому же громко разговаривавших между собою, вмешивающихся в методику преподавания учителя, явно неспособствовали усвояемости детьми сказанного. Приняли решение проводить занятия в период богослужения в церкви. Скрипя сердце о. настоятель дал свое согласие.

Четверо детей неустанно трудились, принося учителю и радость, и огорчения. Но дети понимали, что от их усердия и прилежания зависит будущее школы, и поэтому уже к концу первого полугодия справились с азбукой и перешли к слогам. Общественность иронически наблюдала за процессом обучения, не ожидая ничего путного от этой затеи. После рождественских каникул, в помощь учителю приходит старшая разведчица Светлана Якимова, которая быстро завоевывает симпатию у детей своими рассказами и устройством игр. К концу учебного года дети удостаиваются перевода в следующую группу.

У руководителей возникает мысль организовать для детей, в летний период, недельный лагерь. С помощью нашего соратника, Александра Нечаева, в конце августа месяца уже шестеро ребят были отправлены на фарму, где отдохнули, загорели и сдружились между собой. Летний период был использован для посещений семей и разъяснения школьного обучения, как могучего рычага дальнейшего развития русской культуры. Но не спали и противники, ухитрявшиеся в распространении различных слухов а школе. Шла невидимая, но жестокая борьба за душу ребенка. Сколько раз опускались руки у инициаторов, видя равнодушие общества к национально-религиозному воспитанию и образованию детей. Сколько горечи и обиды претерпевалось, но по русской пословице- «терпение и труд — все перетрут», начало учебного 1955/1956 года ознаменовалось увеличением числа детей, желающих заниматься в школе.

В начале октября состоялось организационное собрание родителей, решивших возобновить занятия в школе и согласившись присылать в неё своих детей на четыре часа каждую субботу. Это уже была явная победа сторонников школьных занятий. Однако, полностью закрепить успех нам не удалось, ибо некоторая часть родителей, не имея собственных автомашин, проживает на далеком Я расстоянии от школы и не смогла посылать в неё детей. Обращение к руководителям общественности успеха не имело, а, к слову сказать, 95% русской колонии имеют собственные автомобили и поэтому была полная возможность установить дежурства для доставки детей в школу. Как нам не было тяжело за тех детей, которые отпали, мы приступили к занятиям с оставшимися 16 детьми.

Уже с первых уроков выявились потребность введения параллельных групп для детей, в семьях которых не превалировала русская речь. Много пришлось потрудиться при составлении программы, при отсутствии необходимых учебников, однако, и эта группа детей успешно подвизалась в общем учебном процессе. Программой предусматривались следующие предметы:

  • Закон Божий,
  • Русский язык, чтение, письмо, стихотворения, церковное и светское
  • хоровое пение, игры, забавы и национальные танцы.

Первый свой детский праздник учащиеся устроили в начале октября. В школьной зале собрались ученики с родителями и приглашенные. Все были в маскарадных костюмах. Под руководством воспитательницы дети водили хороводы, пели, танцевали и в заключение просмотрели кино-картину.

Успех первого детского вечера не прошел бесследно. Старшие дети, студенты, также решили устроить свой бал с благотворительной целью/см отчет в журнале № 38/. Пришла пора напряженных занятий. Каждое занятие подвигало детвору на новую, высшую ступеньку в овладении родной речью. Дети начали подготовку к Рождественской ёлке. Как это и бывает среди детей, все загорелись, воспламенились, все захотели выступить со сцены и показать свои успехи в родной речи родителям и гостям.

Наступил долгожданный день. Вечер открылся общим пением «Рождественского тропаря» и колядки «Небо и земля», затем, последовала общешкольная декламация в лицах — «в школе шумно» и сольные, и парные номера. Здесь, перед присутствующими, дети рассказывали и о грибках, и о мошках, и о цветочках. Показано было и искусство игры на пианино, пропета была народная шуточная песенка » Мятёлки вязали», не забыты были и танцы. В конце, школьники под управлением М. Миронюка, пропели по-английски «Святая ночь» и после раздачи подарков традиционным «Дедом Морозом» просмотрели кино-картину. Для присутствовавших стало понятным, что школа является могущественным оружием приобщения детей к национальной стихии. Дети много потрудились и доставили большое удовольствие своими выступлениями родителям.

Опять наступили дни занятий. Медленно, шаг за шагом, продвигались дети от слогов к словам, от списывания букв до диктовки. Расширялся кругозор духовно нравственный, дети знакомились с внутренним устройством храма, впитывали в себя божественную историю, учили молитвы. Все занятия чередовались с играми и забавами; игры в мяч, настольный теннис, скакалки и уроки гимнастики физически закаляли детей.

Школьники по своей инициативе произвели сбор; на нужды Литфонда, в помощь престарелых писателей, художников и иных нуждающихся в сумме 5 дол. и двум детям в Германии в сумме 17 долларов. Это чувство милосердия и сострадания — следствие соответствущих стихотворений и рассказов, прочитанных детьми в школе.

Впервые в истории нашего общества, в дни Великого поста, дети устроили вечер, посвященный русской церковной поэзии. Присутствовало много взрослых, с большой теплотой отозвавшихся о доставленном духовном наслаждении. Заключительные фильмы «Воскресение Лазаря» и «не возбраняйте детям приходить ко Мне»/Марка Х,13/ вызвали у всех слёзы и желания практической помощи школе.

Здесь уместно отметить, что сам факт существования школы способствовал тому, что юношество сочло своим долгом выступить перед общественностью в стенах американского университета /Аста Терских/ с докладом на тему «Русские обряды и обычаи», привлекший многочисленную аудиторию слушателей. А Виталий Баханович сделал доклад среди американского юношества в ИМКЕ на тему :»Русские святки». Консультация и помощь литературой была оказана со стороны учителя школы.

Но вот подошла пора и отличаться в успехах изучения родной речи. Дети сознавали важность этого момента и предпоследние занятия прошли в непрерывных вопросах и уточнениях. К экзамену было допущено 14 детей, которые блестяще справились с теми вопросами, которые задавались им экзаменаторами. Ниже 78% при существующей в Америке 100% оценке знаний никто не получил, за что и удостоились перевода в старшую группу.

На выпускном акте присутствовали представители церковной организации, председатель Российского кружка в Боффало инженер Г. В. Мельников и в полном составе кружок русской молодежи во главе с председательницей Римой Агарковой. В теплых словах была отмечена значимость школы в наших условиях, а также воздали должную похвалу всем ученикам и отметили тот тернистый путь, который был преодолен учителем, отдающим всё своё свободное время воспитанию потомства и торжественно заявили о своей готовности впредь оказывать всемерную помощь школе.

Нельзя обойти молчанием оказанную помощь школе со стороны семьи Николая Слипинина. Еще года нет, как они переехали из Бельгии в Боффало. Простой рабочий, горячий патриот русскости, он не только послал младшую дочь в школу, но и внушил старшим, несмотря на тяжелый физический труд на фабрике, заняться домашним образованием. Эти две девушки приняли также самое близкое участие и в жизни школы. Побольше бы в нашей среде семей подобных семье Слипинина и русское дело в эмиграции было бы на должной высоте.

В заключение можно сказать, что главное уже преодолено. Семена русскости посеяны и могут дать пышные всходы, если русская общественность в Боффало, воистину отбросит эгоизм и будет трудиться для потомства.

Школьный учитель ВИТАЛИИ ЗИНЧЕНКО

 

© ДОБРОВОЛЕЦ



Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Глаза б мои не виделиПредвзято, тенденциозно, скучноСталина на вас нетПознавательно.Спасибо, помогли! (Вы еще не оценивали)
Loading ... Loading ...



Другие статьи "Добровольца":

Автор:

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.