ПАТРИОТИЧЕСКИЙ И ДЕТСКИЙ ОТДЕЛ.
В водовороте последних событий мы лишились Родины, родных и близких людей, пережили нищету, голод и холод, претерпели позорное унижение личности, но, слава Богу, все эти невзгоды позади и возврата к ним не будет. Каждый из нас сейчас трудится, в той стране, которая гостеприимно открыла ему двери, обживается и созидает новый семейный очаг.
Пусть же родители теперь не пренебрегают воспитанием своих детей, в особенности — дошкольного возраста. Это прямой их долг, требуемый и словом Божиим и самой природой. Посмотрим на птиц, животных. Разве они не воспитывают своих детенышей, не сообщают им тех или иных приемов, необходимых для дальнейшего существования их? Разве кошка не обучает молодых котят тому, как нужно прыгать, как нужно подкрадываться к добыче? Разве курица не учит цыплят тому, как разгребать землю и искать в ней корм? Наверно, многие наблюдали, как воробьи обучают своих птенцов летать, как они садятся перед выскочившим из гнезда птенцом и помахивают перед ним крылышками. Закон воспитания всеобщ в царстве живых существ. И родители, конечно, ответственны за своих детей. По образу жизни родителей, и особенно матерей, узнаются дети, — и наоборот.
Английский писатель Смайльс говорит, что в Англии, когда нанимают на работу в какую — либо контору юношу, всегда справляются о характере его матери. Да и наша русская пословица говорит о родителях и их детях: «Яблоко от яблони недалеко падает.» Взрослые и семейные люди, оказывая непочтительность своим престарелым родителям или старшим по возрасту людям, дают гибельный пример своим собственным детям и в их лице готовят для себя заслуженную кару. Поясним это примером: некогда среди одного дикого племени, у которого был бесчеловечный обычай обессиленных стариков вывозить в лес или в глубокий ров и там бросать их на съедение зверям. Однажды один сын отвез своего отца на лубке в лес, где и бросил его в ров вместе с лубком, а внук, бывший при этом, достал лубок и принес его обратно домой.
Когда отец опросил сына: «для чего ты взял лубок из рва? — последний ему ответил: «когда ты состаришься, так на этом же лубке и я тебя отвезу туда, куда ты сегодня дедушку Задумался отец над словами своего маленького сына и, влив жалости к самому себе, взял обратно из рва своего отца; приютил его у себя.
Когда вы увидите в саду одичавшее дерево, никому из вас не придет на ум бранить его — , так как владелец сада ответствен за его состояние. Равным образом, если кто имеет в своем доме, в домашнем быту, недобрые порядки, непослушных и нехороших детей, то только он сам несет ответственность за все. Примите же к сердцу все это, родители!
Обратимся теперь к вопросу о том, как воспитать в настоящее время в национальном, в религиозном духе христианских детей? Какие для этого существуют самые лучшие приемы? Самое правильное решение этих важных вопросов, на основании. знаний душевной жизни человека и исторической жизни русского народа, дал знаменитый русский проповедник, в Бозе почивший Амвросий, архиепископ Харьковский. Мы и обратимся теперь к его наставлениям. Великое значение начальных приемов воспитания, предлагаемых Церковью, мы видим еще и ныне во многих истинно христианских семействах. Они имели полное свое применение и оказали свое благотворное действие на наш народ в течение многих столетий, именно под их влиянием «собиралась, крепла и росла Россия». Укажем их в кратком очерке:
«ОСНОВНОЕ НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ЕСТЬ ВЕРА В БОГА. Орган духа нашего, которым усвояется эта вера, есть сердце. Оно пробуждается раньше ума и не мыслями, не понятием, а впечатлениями. И счастливо дитя, которое, вместе с первыми речениями доступными для его языка, усвоит это святое и достопоклоняемое имя Христа Спасителя. Какое великое приобретение — полюбить Его с младенчества! Любовь направляется не к какому-либо вымышленному, искусственному изображению божества, от которого впоследствии нужно будет отвлекать ум человека к чистому представлению о Боге; нет, это истинный образ божества, снишедшего во плоти к человечеству и сделавшегося доступным даже для детского созерцания: это Бог. Пред Ним дитя будет приносить свои первые молитвы; пред Ним, по возрасте, будет исповедывать грехи; пред Ним будет проливать слезы и просить — помощи в скорбях жизни; на Него будет с упованием взирать на смертном одре; к Нему, Богу познанному с младенчества, оканчивая земную жизнь, будет стремиться в вечности. Это первое истинное представление о Боге, заложенное в чистое воображение дитяти, мать пополняет и поясняет изображениями Богоматери и святых Божиих, с посильными изъяснениями их значения. Всё это пред взором возрастающего ребенка, в храме, куда его часто носят, постепенно развертывается в полную картину священных предметов и знамений веры, производящих свойственное им впечатление на чистое детское сердце. Кто может объяснить эти впечатления? По слову Спасителя: «оставьте детей итти ко Мне, не возбраняйте им»/Лк. 18, 16/, по воспоминанию о том, что Он Сам возлагал руки на них, обнимал и благословлял их /Марка 10,16/ — христианские родители верят, что в храме дети получают Божие благословление, что здесь преимущественно всеваются в их души семена веры и благочестия.»
Мы помним только, что в раннем детстве наши сердца проникались благоговением, когда умиленно молились все стоящие в храме; мы помним чувство чистого умиления, охватывавшее нас в великие праздники, и особенно во дни Страстной седмицы; мы помним, как радостно трепетали сердца наши в светлый день Пасхи. Мы знаем, что с этих пор запечатлелись не только в памяти, но и в сердце нашем главнейшие события из жизни Спасителя, что с тех пор знакомы нам чистые молитвенные расположения и любезен храм Божий. Всё это вместе взятое великое приобретение; это начало зарождающейся духовной жизни. И кто не приобрел этих духовных сокровищ в детстве, тот едва ли когда приобретет их.
Чувств сердечных втолковать нельзя; любви к Богу нельзя выучиться по учебникам. Пока родители, чуждающиеся этих приемов христианского воспитания, ожидают в своих детях пробуждения ума и сознания, пока признают их способными слушать уроки закона Божия, — воображение детей так засорится представлениями иногда нечистых предметов, их сердца столько приобретут разных склонностей и привязанностей, что чистые духовные представления и чувствования будут не по вкусу их одичалым душам.
По руководству Церкви, в добрых христианских семействах, еще до школьной скамьи, дети получают такие назидательные примеры и практические уроки из учения о Боге, которые глубже залегают в их памяти и сознании, чем уроки школьные. Какие одушевленные речи о молитве так привьют её к сердцам детей, как простое наставление матери при постели болящего отца: «молитесь дети» Когда ни один член семейства не может остаться без вечерней и утренней молитвы; когда и малому дитяти не позволяют дотронуться до пищи, пока оно не перекрестится. Не может остаться бесплодной для детей вера родителей, всегда и во всем исповедующих Божию благость, Божие промышление, Божие правосудие. А так как для детей нет ничего выше и дороже родителей, а родители с любовию и благоговением исповедуют Отца Вседержителя, то не ощутят ли дети и не поймут ли, что все «Богом живут, и движутся, и существуют», и затем не полюбят ли Бога? Многие из доблестного российского воинства помнят, как благочестивые матери, при наступлении срока отправки на военную службу, заставляли их заучивать на память псалом «Живый в помощи Вышняго», и как отпуская на войну, возлагали им на грудь икону с молитвой, и как в минуту опасности вселяли в них бодрость и мужество и св. икона, и воспоминание о молитве матери.
МОЛИТВА МАТЕРИ.
/Рассказ Г. Дьяченки. Книга вторая для чтения в церковно-приходских и школах грамоты. Издание 10-е. С.-Петербург. Синодальная типография. 1911 г./
«Служил я у одного богатого купца», рассказывал один крестьянин,» хозяин торговал хлебом: свои барки ходили по Волге, я и состоял при барках. Раз на перекате у Костромы нас застала ночь, да такая бурная, ненастная. Течение там быстрое, судно наше так и несло на самое высокое место на перекате. Видим — беда неминуемая, а справиться не можем. Только хотели было отвернуться от мели, как ветер налетел, да двинул барку, ударилась она со всего размаху, только дно затрещало. Мы бросились в воду. Холодная волна набежала и окатила мне голову, пробовал плыть, да мочи нет.»… «Ну, думаю, смерть пришла».
«И вспомнил я тут про старушку матушку свою, что в деревне осталась, и так мне стало жаль её, так страшно было помирать, что я в голос заплакал: «Матушка, помолись, умираю!»
«И чудное дело: точно у меня силы прибавилось, стал я шибче руками работать, вижу бревно плывет, я ухватился за него, да за ним до берега и добрался.»
«Приезжаю домой на праздник, а матушка мне сказывает, что на Фролов день она всю ночь не спала. «Лежу», говорит: «вдруг кто-то в окно стукнул и слышу твой голос: матушка! умираю!, потом опять. Ужас меня взял, зажгла я свечу перед образом и стала на молитву» — А беда-то со мною случилась как раз на Фролов день. Мать, что солнышко, и греет и радует, а молитва ее до самого Господа Бога доходит.»
***
Согреть детское сердце, оградить его от всяких внешних и внутренних соблазнов, напитать его любовью к благочестию, к добродетели — обязанность родителей и в особенности матери:
«Детство нежное, пугливое,
Безмятежно — шаловливое,
В самый холод внешних дней
Лаской матери согретое…»
/Полонский/
Для родителей приведем еще несколько характерных пословиц -
Вся семья вместе, так и душа на месте.
При солнышке тепло, при матери добро.
Кто родителей почитает, того Бог не забывает.
Хорошие дети — отцу и матери утешение.
На свете всё сыщешь, кроме отца и матери.
Также рекомендуем родителям, совместно с детьми выучить следующие стишки:
Мать и дети.
Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит.
Не смыкая ночью глаз,
Всё заботится о вас?
- Мама дорогая!
Шаловливые рученки
Шаловливые рученки,
Нет покоя мне от вас;
Так и жди, что натворите
Вы каких-нибудь проказ.
В.ЗИНЧЕНКО
(Страница 22 пропущена)
Оцените статью! Нам важно ваше мнениеДругие статьи "Добровольца":
- ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЕМ
- СТИХОТВОРЕНИЕ. — Н. КОРОВИНА
- ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА (№43)
- О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. — В. ПЕТРОВИЧ
- На окраинах русской великой земли… — M. НАДЕЖДИН
Автор: В.ЗИНЧЕНКО