В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ. — В.ЗИНЧЕНКО « ДОБРОВОЛЕЦ
"Доброволец" » №27 » В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ. — В.ЗИНЧЕНКО



В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ. — В.ЗИНЧЕНКО


ПАТРИОТИЧЕСКИЙ И ДЕТСКИЙ ОТДЕЛ.

В водовороте последних событий мы лишились Родины, родных и близких людей, пережили нищету, голод и холод, претерпели позорное унижение личности, но, слава Богу, все эти невзгоды позади и возврата к ним не будет. Каждый из нас сейчас трудится, в той стране, которая гостеприимно открыла ему двери, обживается и созидает новый семейный очаг.

Пусть же родители теперь не пренебрегают воспитанием своих детей, в особенности — дошкольного воз­раста. Это прямой их долг, требуемый и словом Божиим и самой природой. Посмотрим на птиц, животных. Разве они не воспитывают своих детенышей, не сообщают им тех или иных приемов, необходимых для дальнейшего существования их? Разве кошка не обучает мо­лодых котят тому, как нужно прыгать, как нужно подкрадываться к добыче? Разве курица не учит цыплят тому, как разгребать землю и искать в ней корм? Наверно, многие наблюдали, как воробьи обучают своих птенцов летать, как они садятся перед выскочившим из гнезда птенцом и помахивают перед ним крылышками. Закон воспитания всеобщ в царстве живых существ. И родите­ли, конечно, ответственны за своих детей. По образу жизни родителей, и особенно матерей, узнаются дети, — и наоборот.

Английский писатель Смайльс говорит, что в Англии, когда нанимают на работу в какую — либо контору юношу, всегда справляются о характере его матери. Да и наша русская пословица говорит о родителях и их детях: «Ябло­ко от яблони недалеко падает.» Взрослые и семейные люди, оказывая непочти­тельность своим престарелым родителям или старшим по возрасту людям, дают гибельный пример своим собственным детям и в их лице готовят для себя за­служенную кару. Поясним это примером: некогда среди одного дикого племени, у которого был бесчеловечный обычай обессиленных стариков вывозить в лес или в глубокий ров и там бросать их на съедение зверям. Однажды один сын отвез своего отца на лубке в лес, где и бросил его в ров вместе с лубком, а внук, бывший при этом, достал лубок и принес его обратно домой.

Когда отец опросил сына: «для чего ты взял лубок из рва? — последний ему ответил: «когда ты состаришься, так на этом же лубке и я тебя отвезу туда, куда ты сегодня дедушку Задумался отец над словами своего маленького сына и, влив жалости к самому себе, взял обратно из рва своего отца; приютил его у себя.

Когда вы увидите в саду одичавшее дерево, никому из вас не придет на ум бранить его — , так как владелец сада ответствен за его состояние. Рав­ным образом, если кто имеет в своем доме, в домашнем быту, недобрые поряд­ки, непослушных и нехороших детей, то только он сам несет ответственность за все. Примите же к сердцу все это, родители!

Обратимся теперь к вопросу о том, как воспитать в настоящее время в национальном, в религиозном духе христианских детей? Какие для этого су­ществуют самые лучшие приемы? Самое правильное решение этих важных вопро­сов, на основании. знаний душевной жизни человека и исторической жизни русского народа, дал знаменитый русский проповедник, в Бозе почивший Амвросий, архиепископ Харьковский. Мы и обратимся теперь к его наставлениям. Великое значение начальных приемов воспитания, предлагаемых Церковью, мы видим еще и ныне во многих истинно христианских семействах. Они имели пол­ное свое применение и оказали свое благотворное действие на наш народ в течение многих столетий, именно под их влиянием «собиралась, крепла и росла Россия». Укажем их в кратком очерке:

«ОСНОВНОЕ НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ЕСТЬ ВЕРА В БОГА. Орган духа нашего, которым усвояется эта вера, есть сердце. Оно пробуждается раньше ума и не мыслями, не понятием, а впечатлениями. И счастливо дитя, которое, вместе с первыми речениями доступными для его языка, усвоит это святое и достопоклоняемое имя Христа Спасителя. Какое великое приобрете­ние — полюбить Его с младенчества! Любовь направляется не к какому-либо вымышленному, искусственному изображению божества, от которого впослед­ствии нужно будет отвлекать ум человека к чистому представлению о Боге; нет, это истинный образ божества, снишедшего во плоти к человечеству и сделавшегося доступным даже для детского созерцания: это Бог. Пред Ним дитя будет приносить свои первые молитвы; пред Ним, по возрасте, будет исповедывать грехи; пред Ним будет проливать слезы и просить — помощи в скорбях жизни; на Него будет с упованием взирать на смертном одре; к Нему, Богу познанному с младенчества, оканчивая земную жизнь, будет стремиться в вечности. Это первое истинное представление о Боге, заложенное в чистое воображение дитяти, мать пополняет и поясняет изображениями Богоматери и святых Божиих, с посильными изъяснениями их значения. Всё это пред взором возрастающего ребенка, в храме, куда его часто носят, постепенно развер­тывается в полную картину священных предметов и знамений веры, производя­щих свойственное им впечатление на чистое детское сердце. Кто может объ­яснить эти впечатления? По слову Спасителя: «оставьте детей итти ко Мне, не возбраняйте им»/Лк. 18, 16/, по воспоминанию о том, что Он Сам возлагал руки на них, обнимал и благословлял их /Марка 10,16/ — христианские роди­тели верят, что в храме дети получают Божие благословление, что здесь преимущественно всеваются в их души семена веры и благочестия.»

Мы помним только, что в раннем детстве наши сердца проникались бла­гоговением, когда умиленно молились все стоящие в храме; мы помним чув­ство чистого умиления, охватывавшее нас в великие праздники, и особенно во дни Страстной седмицы; мы помним, как радостно трепетали сердца наши в светлый день Пасхи. Мы знаем, что с этих пор запечатлелись не только в памяти, но и в сердце нашем главнейшие события из жизни Спасителя, что с тех пор знакомы нам чистые молитвенные расположения и любезен храм Божий. Всё это вместе взятое великое приобретение; это начало зарождающейся ду­ховной жизни. И кто не приобрел этих духовных сокровищ в детстве, тот ед­ва ли когда приобретет их.

Чувств сердечных втолковать нельзя; любви к Богу нельзя выучиться по учебникам. Пока родители, чуждающиеся этих приемов христианского вос­питания, ожидают в своих детях пробуждения ума и сознания, пока признают их способными слушать уроки закона Божия, — воображение детей так засо­рится представлениями иногда нечистых предметов, их сердца столько приоб­ретут разных склонностей и привязанностей, что чистые духовные представле­ния и чувствования будут не по вкусу их одичалым душам.

По руководству Церкви, в добрых христианских семействах, еще до школьной скамьи, дети получают такие назидательные примеры и прак­тические уроки из учения о Боге, которые глубже залегают в их памяти и сознании, чем уроки школьные. Какие одушевленные речи о молитве так при­вьют её к сердцам детей, как простое наставление матери при постели боля­щего отца: «молитесь дети» Когда ни один член семейства не может остать­ся без вечерней и утренней молитвы; когда и малому дитяти не позволяют дотронуться до пищи, пока оно не перекрестится. Не может остаться бесплод­ной для детей вера родителей, всегда и во всем исповедующих Божию благость, Божие промышление, Божие правосудие. А так как для детей нет ничего выше и дороже родителей, а родители с любовию и благоговением исповедуют Отца Вседержителя, то не ощутят ли дети и не поймут ли, что все «Богом живут, и движутся, и существуют», и затем не полюбят ли Бога? Многие из доблест­ного российского воинства помнят, как благочестивые матери, при наступле­нии срока отправки на военную службу, заставляли их заучивать на память псалом «Живый в помощи Вышняго», и как отпуская на войну, возлагали им на грудь икону с молитвой, и как в минуту опасности вселяли в них бодрость и мужество и св. икона, и воспоминание о молитве матери.

МОЛИТВА МАТЕРИ.

/Рассказ Г. Дьяченки. Книга вторая для чтения в церковно-приходских и школах грамоты. Издание 10-е. С.-Петербург. Синодальная типография. 1911 г./

«Служил я у одного богатого купца», рассказывал один крестьянин,» хозяин торговал хлебом: свои барки ходили по Волге, я и состоял при барках. Раз на перекате у Костромы нас застала ночь, да такая бурная, ненастная. Течение там быстрое, судно наше так и несло на самое высокое место на пе­рекате. Видим — беда неминуемая, а справиться не можем. Только хотели бы­ло отвернуться от мели, как ветер налетел, да двинул барку, ударилась она со всего размаху, только дно затрещало. Мы бросились в воду. Холодная волна набежала и окатила мне голову, пробовал плыть, да мочи нет.»… «Ну, думаю, смерть пришла».

«И вспомнил я тут про старушку матушку свою, что в деревне осталась, и так мне стало жаль её, так страшно было помирать, что я в голос запла­кал: «Матушка, помолись, умираю!»

«И чудное дело: точно у меня силы прибавилось, стал я шибче руками работать, вижу бревно плывет, я ухватился за него, да за ним до берега и добрался.»

«Приезжаю домой на праздник, а матушка мне сказывает, что на Фролов день она всю ночь не спала. «Лежу», говорит: «вдруг кто-то в окно стукнул и слышу твой голос: матушка! умираю!, потом опять. Ужас меня взял, зажгла я свечу перед образом и стала на молитву» — А беда-то со мною случилась как раз на Фролов день. Мать, что солнышко, и греет и радует, а молитва ее до самого Господа Бога доходит.»

***

Согреть детское сердце, оградить его от всяких внешних и внутренних соблазнов, напитать его любовью к благочестию, к добродетели — обязанность родителей и в особенности матери:

«Детство нежное, пугливое,
Безмятежно — шаловливое,
В самый холод внешних дней
Лаской матери согретое…»
/Полонский/

Для родителей приведем еще несколько характерных пословиц -

Вся семья вместе, так и душа на месте.
При солнышке тепло, при матери добро.
Кто родителей почитает, того Бог не забывает.
Хорошие дети — отцу и матери утешение.
На свете всё сыщешь, кроме отца и матери.

Также рекомендуем родителям, совместно с детьми выучить следующие стишки:

Мать и дети.
Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит.
Не смыкая ночью глаз,
Всё заботится о вас?
- Мама дорогая!

Шаловливые рученки
Шаловливые рученки,
Нет покоя мне от вас;
Так и жди, что натворите
Вы каких-нибудь проказ.

В.ЗИНЧЕНКО

(Страница 22 пропущена)

© ДОБРОВОЛЕЦ



Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Глаза б мои не виделиПредвзято, тенденциозно, скучноСталина на вас нетПознавательно.Спасибо, помогли! (1 голосов, средний: 1,00 из 5)
Loading ... Loading ...



Другие статьи "Добровольца":

Автор:

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.