Отгремели последние выстрелы совето-финской войны. Финляндия должна была просить мира и уступить часть своей территории «миролюбивому правительству СССР».
На Запад, из занятых красными районов, потянулись вереницы финнов. Ни один не остался на родной земле, вырванной теперь у них поработителями. Ушли вместе с финнами и иноки Валаамского монастыря со своих скалистых островов на Ладожском озере.
Уходя, унесли с собой все, что можно было унести. Пока что нет данных о судьбе мощей препод. Германа и Сергия, но ризницу и библиотеку, некоторые иконы и необходимую церковную утварь, иноки унести сумели.
Валаамские острова опустели, оборвался колокольный благовест, погас лампадный свет, умолкли молитвы отшельников. «Теперь Валаамский монастырь сохраняется как архитектурный памятник», — так заканчивает пару строк, посвященных этому древнейшему, одному из самых почитаемых народом монастырю, Большая советская энциклопедия.
Но это не так. Как «архитектурный памятник» сохраняется не монастырь, а только его храмы, жилые и хозяйственные постройки. Монастырь же ушел в глубь финских лесов, в имение «Папа-Нени» и там вновь зажег свои многовековые лампады.
Не в первый раз монастырю переживать черные дни. Основанный преп. Сергием и Германом в X или XII веке/точно неизвестно/ на острове Валаам, на землях принадлежавших Господину Великому Новгороду, монастырь долгое время стоял на границе шведских владений. Много раз разоряли и жги этот монастырь — получивший стратегическое значение — воинственные соседи. Наконец, в 1611 году разорили они его в последний раз.
Мощи преподобных Германа и Сергия удалось тогда перенести в. Николаевский Староладожский монастырь, где они и оставались до 1721 года, когда были возвращены в собор Валаамского-Преображенского монастыря, восстановление которого, по приказу Петра I, началось в 1715 году.
Богата история монастыря. Подвизались там Кррнилий — основатель Полюстровского монастыря, преподобный Авраамий, Ростовский чудотворец, преп. Александр Свирский /XV столетие/ в пещере, выдолбленной в скале. В этой пещере можно было видеть очень древний очаг, крест и образ. Нижний храм Иоанно-Предтеченского скита весь высечен в гранитной скале. Сколько времени и труда потребовалось для этих работ!.. В Николаевско-Валаамском ските сохранилось весьма почитаемое резное изображение Св. Николая.
Монастырь был известен своим особенно суровым уставом. Был он настоль ко суров, что даже «советская» Энциклопедия не смогла замолчать этого факта. Время иноков распределялось между молитвой и работой; пища — исключительно овощи. И тем не менее, немало иноков уходило в скиты, где устав был еще строже.
Славен монастырь был и своим хозяйством. Иноки сумели прекрасно поста вить молочное дело, использовавши для него обширные и обильные сенокосы О сенокосах этих, кстати сказать, идет речь у Н. С.Лескова в его прелестном » Сказании о сеножатиях». Занимались монахи и рыбной ловлей. Лосось валаамка и особенно валаамский сиг — местная знаменитая особенность. Вели они и землепашество и, не смотря на очень суровый климат /в июле средняя температура плюс 15,7/, садоводство; выращивали яблоки и вишни.
Процветали там и ремесла. Монахи резали из дерева, работали в мастерских; иконописных, столярных, слесарных, кузнечных, малярных.
Приезжавший в этот монастырь паломник мог не только помолиться, но и многому научиться. Паломничество в Валаам исчислялось тысячами богомольцев, несмотря на то, что проехать в монастырь можно было только во время судоходства, т.е. около пяти месяцев в году. Остальное время Валаам был отрезан от всего мира, если не считать несколько недель, когда можно было к нему пробраться по льду.
Подвиг монашеский и -подвиг гражданский. Служение Церкви Христовой Прерывалось служением своему народу. Испытание воздержанием и трудом и непоколебимая, как гранит верности Христу и Отечеству — вот, в двух словах, история Валаамской обители.
Может быть меньше знают в нашем народе о том, что творится и творилось в пустынях-монастырях, основанных вдали от населенных пунктов. О том, что Саровская пустынь преп. Серафима — теперь Темниковский концлагерь, что собор монастырский там превращен в двухэтажный барак для заключенных, что келья преподобного, сохранявшаяся под стеклянной конструкцией в одном из монастырских храмов — уничтожена, а на ее месте устроена кухня. Что сталось в Оптиной пустынью, знаменитой своими старцами, которую, по преданию, основал бывший атаман разбойников?…
Но сколько бы ни преследовали, сколько бы ни глумились большевики над святынями народными, а Господь сказал:
«Созижду церковь Мою и врата ада не одолеют ее.»
В. ОЛЬГИН
Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Другие статьи "Добровольца":
- КРЕМЛЬ. — Е.Т.
- НА СОЛОВКАХ В СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ. — А. БОРМАН
- В ЧАСЫ ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ
- ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ. — Н. ЕЛЬСКИЙ
- ДЕДУШКА РУССКОГО ФЛОТА. — С.А.КНЯЗЬКОВ
Автор: В. ОЛЬГИН