ЯЗЫЧЕСТВО НАШИХ ПРЕДКОВ — СЛАВЯН /продолжение, №27/ — Н. ТРОШИН « ДОБРОВОЛЕЦ
"Доброволец" » №27 » ЯЗЫЧЕСТВО НАШИХ ПРЕДКОВ — СЛАВЯН /продолжение, №27/ — Н. ТРОШИН



ЯЗЫЧЕСТВО НАШИХ ПРЕДКОВ — СЛАВЯН /продолжение, №27/ — Н. ТРОШИН


Нужно сказать, что через язычество прошли не только наши предки — славяне, но и многие другие народы, в том числе и древние — египтяне рим­ляне и сами греки, от которых позже мы приняли христианство. Все эти наро­ды до прихода на землю Христа были язычниками; разница только в том, что их религия достигла высшего уровня своего развития, потому что они имели для этого более продолжительное время.

Главным богом у греков был Зевс — отец всех богов и людей, а у рим­лян — Юпитер. И греки и римляне верили, что боги и богини живут так же, как и люди, с той только разницей, что боги и богини не стареют и не уми­рают, но они так же пьют, едят, женятся, разводятся, веселятся, а иногда и враждуют. В свои споры боги и богини вовлекают и людей, и по этой при­чине между людьми начинаются войны. Для иллюстрации взаимоотношений между богами как у римлян, так и у греков, можно привести миф о причинах возник­новения Троянской войны. Вот его краткое содержание.

По случаю свадьбы бога Пелеса и богини Фетиды отец богов Зевс и его супруга Гера устроили на горе Олимп /местожительство всех богов и богинь/ свадебный пир, на который были приглашены все боги и богини, за исключением Ериды — богини раздора, так как хозяева пира побаивались, что она посеет вражду между гостями с Разгневанная Ерида решила отомстить за такое неуважение к ней и в самый разгар пира бросила в зал золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Этого было достаточно, чтобы три богини — Гера, Афина и Афродита качали спорить за обладание яблоком. Чтобы решить, кто из них прекраснейшая, Зевс отправил всех трех на суд к Парису — сыну троян­ского царя Приама. Представ перед Парисом, каждая из богинь пыталась его прельстить соблазнительными обещаниями, чтобы получить яблоко. Гера обе­щала ему обладание Азией, Афина обещала ему военную славу, а Афродита — самую красивую женщину. Молодой Парис не колебаясь отдал яблоко Афродите.

Самой красивой женщиной в то время была Елена, но она была замужем за греческим царем Менелаем. При помощи Афродиты, Парис, как почетный гость, был принят во дворе Менелая и вскоре похитил Елену. Разгневанный Менелай собрал большое войско и начал войну против Трои.

Миф этот воспринимается теперь нами — христианами — как фантастическая сказка, но для древних римлян и греков он был наполнен религиозным содер­жанием.

Иногда боги сходят с Олимпа, где они постоянно живут, на землю, жи­вут с людьми и даже приживают детей, которые вырастая становятся полубо­гами, как например, Геркулес — сын Зевса и Алкмены. Изображение некоторых римских и греческих богов и богинь, художественно исполненные древними скульпторами из белого мрамора, сохранились до наших дней и украшают сей­час музеи во многих странах мира.

Славяне не имели достаточно времени, чтобы развить язычество до высшего уровня, как греки и римляне, и потому веру наших предков нельзя даже назвать религией в полном значении этого слова. Они не успели офор­мить и привести к определенной системе свой религиозный культ, как на сме­ну ему пришло христианство.

И хотя язычество наших предков было примитивное и больше походило на чары и магию, чем на религию, но когда пришло к ним христианство, то оно не сразу стало религией народных масс, которые продолжали свои преж­ние чародействия и заклинания. Долго еще после официального крещения хрис­тианство было религией верхнего общественного слоя, а низы лишь формаль­но назывались христианами.

В чем же заключались основные черты язычества, остатки которого и до сих пор встречаются в наших народных низах?

Тысячу лет тому назад наши предки не знали истинного Бога, а почи­тали многих богов, которым присваивали управление различными явлениями природы и жизнью людей. Главным богом был Перун — бог грома и молнии. Гре­ческий историк УТ века после Р. Х. — Прокофий Кесарийский — так описывает веру славян в своих произведениях:

«Верят, что есть один бог, владетель грома и высший господин, и ему приносят в жертву вола и других жертвенных животных. Не признают судьбы, не. думают, чтобы они имели какую-нибудь силу над людьми, но когда уже смерть заглянет им в глаза — в болезни или в бою — то обещают, в случае благополучного исхода, принести богу жертву за чудом спасенную жизнь…

Кроме этого почитают реки, русалок и другие божества, и всем им приносят жертвы и гадают при жертвах». Таково свидетельство человека кото­рый, будучи советником греческого полководца Велизария, имел возможность вникать в жизнь славянского населения и непосредственно наблюдать быт и веру наших предков. Итак, главным богом у славян был Перун. Его изобража­ли в виде человека с драгоценным камнем в руках, и в нужных случаях перед этим кумиром давали клятву или присягу.

На княжеском дворе в Киеве, как пишет летописец Нестор, стоял такой кумир Перуна: «Сам деревянный, а голова серебряна, а ус золотой.»

Перун в представлении славян не был исключительно злым богом, не­смотря на то, что он посылал грозу с громами и молниями и бросал огненны­ми камнями в людей, убивал и зажигал, но он же посылал людям и благодатный дождь, который оживлял поля и всю природу и прогонял засуху и смерть.

Перуну приносились в жертву не только животных, но иногда и людей — пленников взятых в бою. Есть также сведения, что в Киеве были принесены в жертву Перуну двое варягов — христиан. С приходом христианства наш народ частично перенес функции языческого Перуна на святого пророка Илью. В Ильин день, 2-го августа, никто не убирает хлеб с полей из бояз­ни, что пророк Илья сожжет в стогах весь хлеб.

Неменьшим почётом у славян пользовался и бог скота Велес или Волос и это вполне понятно, если принять во внимание, что скотоводство в те времена было главной отраслью всего хозяйства и падёж скота тяжело отра­жался на всей народной экономике, поскольку быки часто играли роль валю­ты и на международном рынке.

И опять таки этот своеобразный культ домашних животных свойстве­нен не только славянскому язычеству. Культ этот был развит еще в древнем Египте, за две тысячи лет до Христа. Египтяне почитали и обожествляли непосредственно быка Аписа, которого ставили в храме и приносили ему жер­твы. Для обслуживания Аписа назначался целый штат жрецов. Смерть Аписа была глубоким трауром для всей страны. Для розысков нового Аписа жрецы ходили по всей стране, так как трудно было найти быка, который удовлетво­рял бы все требования жрецов, вследствии того, что Апис имел множество крупных и мелких примет, но прежде всего он должен быть черного цвета с белым треугольником на лбу.

Кроме названных нами богов у наших предков почитались и другие — Стрибог, Дажбог, Сваров — но роль их недостаточно выяснена.

Славяне верили также, что вся природа населена добрыми или злыми духами: в лесах живут лешие, в реках и озерах — водяные и русалки, а в домах вместе с людьми обитают домовые.

На этом закончим краткое описание языческих богов наших предков и перейдем к некоторым религиозным обрядам, связанных с жизнью и смертью людей.

Н. ТРОШИН

 

© ДОБРОВОЛЕЦ



Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Глаза б мои не виделиПредвзято, тенденциозно, скучноСталина на вас нетПознавательно.Спасибо, помогли! (Вы еще не оценивали)
Loading ... Loading ...



Другие статьи "Добровольца":

Автор:

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.