У нас, русских, живущих рассеянно в чужой национальной и религиозной среде, воспитание детей имеет особо важное значение, ибо только через него ад можем спастись от поглощения окружающей инородческой среды и обеспечить своим потомкам и Православной Церкви доброе будущее.
Каждый народ обращает особое внимание на воспитание детей, которое поддерживается специальной детской литературой — книгами и журналами.
Однако, нам – христианам — необходимо обратить внимание на то, что сказал апостол Павел: «христианам не подобает говорить о всяких мерзостях». А св. евангелист Матфей говорит: «горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит»/18,7/. Все это касается воспитания детей; вся педагогика исчерпывается евангельской заповедью о несоблазнение детей, что и должно быть основным признаком их воспитания.
Личный пример родителей и воспитателей, когда они простодушны, откровенны, благородны, религиозны, трудолюбивы, незлобивы, проникнуты любовью со всему прекрасному и чистому, и когда их поведение, по возможности, настолько безупречно, что им не приходится скрывать от своих детей личную жизнь, то их дети, несомненно, получат прочную основу воспитания – честных, благородных и добрых граждан и гражданок. Однако, если дети будут видеть дома примеры нетерпимости, несправедливости, жестокости, лжи, обид, пьянства, лености, тщеславия, гордыни и тому подобных пороков и недостатков, го в таком случае никак невозможно воспитать детей в повиновении и привить им добрые чувства. Вся эта обстановка жизни, окружающей среды, отразится пагубно на простоте детской души.
При всяком воспитании нравственный закон должен быть один и тот же для детей и для взрослых, ибо нужно иметь в виду то обстоятельство, что дери всё заимствуют от своих родителей. Нужно всегда помнить, что нет другой педагогики, кроме личного примера родителей. Поэтому ради семейного счастья, ради счастья собственного, особенно же ради счастья своих детей, каждый должен стараться прежде всего о безупречности своего поведения.
Итак, если мы желаем добиться доступного нам на земле бессмертия в яйце своих сыновей, дочерей, внуков и правнуков, то в таком случае мы должны стараться запечатлеть в них свою личность так, чтобы в ней повторить свою добрую жизнь. Это достигается прямотой и ясностью души, любовью, смирением и религиозностью.
В наше время, весь мир заинтересовался русским языком. Все стали его изучать и наш долг, и наша обязанность сводится к тому, чтобы и наши дети эго знали и не чуждались его.
Нашим детям еще предстоит весна жизни, мы должны приложить все усилия % тому, чтобы они воспитывались в правилах строгой нравственности, чтобы они оказались нашей гордостью и утешением на старости лет и чтобы отраженным блеском их грядущего светлого дня могли согреться и мы. Поэтому, исчезнут всякие недоумения и трудности, и укоренится в наших сердцах девиз. ВСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РАДИ ДЕТЕЙ.
ПРОТОИЕРЕЙ А. С.
_________
В детстве отдельного человека, сказка является важным воспитательным средством развития ума и мышления. Сказка воспитывает в человеке чувство правды и представляет собой один их самых любимых видов эпического творчества. Для детей она незаменима, как ценный материал поучения и развития. Еще Платон советовал матерям и кормилицам рассказывать детям сказки и мифы. Да и образованные читатели также восхищаются сказкой, как показывает пример сказок Пушкина, Гаршина, Андерсена.
Небольшая детская комната в сельском доме. Зимний вечер. Окна занесены снегом и разрисованы белыми узорами. На дворе трещит мороз. Кудрявый, черноволосый мальчик, лет 6-ти, со смуглым личиком лежит на лежанке вверх спиной и, положивши на локоть голову, не спускает глаз со старой няни. Старушка в заячьей фуфайке без рукавов, в черной повязке на голове, с добрым морщинистым лицом, большими очками на носу, сидит подле печки, вяжет чулок и рассказывает мальчику сказку:
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя.
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря,
Колдун несёт богатыря.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
Там ступа с бабою-ягой
Идёт-бредёт сама собой.
Там царь Кащей над златом чахнет,
Там русской дух, там Русью пахнет.
И там я был, и мёд я пил,
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
А. С. ПУШКИН
Няней у поэта Пушкина была крепостная крестьянка Грина Родионовна. Пушкин любил свою старушку няню. В детстве она ему рассказывала сказки, которых много знала. Да и взрослый Пушкин любил послушать свою няню, называя её «своей дряхлою голубкой, подругой бедной юности своей.»Многие сказки, слышанные им в детстве от няни, переложил в стихи. Такова сказка:
ПРО ЧУДНУЮ БЕЛКУ
Ветер весело шумит;
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана,-
Вот желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице,
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго-ль ездили? куда?
Ладно-ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
За морем житье не худо,
На свете-ж вот какое чудо
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растёт перед дворцом,
А под ним хрустальный дом.
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые
Ядра — чистый изумруд,
Слуги белку берегут;
Служат ей прислугой разной,
И приставлен дьяк приказный
Строгий счёт орехам весть,
Отдаёт ей войско честь.
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету.
Девки сыплют изумруд
В кладовые да под спуд.
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты.
И сидит в нём князь Гвидон
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду:
«Если только жив я буду,
Чудный остров навещу
У Гвидона погощу» .
А. С. Пушкин
Старушка няня любила своего питомца. Вот, что она писала ему в 1826 г. «Любезный мой друг, Александр Сергеевич! Я получила письмо и деньги, которыe вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, забуду о вас. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское /село Псковской губернии, принадлежавшее Пушкину/. Я Вас буду ожидать и молить Бога, чтобы Он дал нам свидеться. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила. Я, слава Богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь многолюбящая няня ваша Ирина Радионовна.»
Так совершалось великое дело духовного оплодотворения, так длился часто невидимый, часто малозаметный, но могучий поток духовной, жизненной динамики, составлявшей в прошлом, и составляющий и ныне оплот человечества, его стержень, связь между прошлым и настоящим.
Родители! прочтите своим детям, поясните, а главное, как можно чаще, водите их в храм Божий.
ЦЕРКОВЬ
Далеко из-за леса виднеется с дороги церковь. Сначала между деревьями плеснёт только крест на высоком шпиле колокольни; потом покажутся главы, затем колокольня, наконец, лес раступится вдруг, и вся она явится перед нами, пятиглавая, белая, величественная. Стоит она среди каменной ограды, видна впереди села, и, точно любящая мать, приветливо встречает вас. В ограду ведут ворота, расписанные ликами св.угодников. Перед входом в церковь колонны. Над ними надпись золотыми буквами: «Вниду в дом Твой и поклонюся ко храму святому Твоему». Кругом церкви многолетняя сосновая роща, под сенью, коей приютились могилы, с деревянными крестами, родителей прихожан.
Войдём, дети, и мы с вами в Дом Господень и поклонимся святыне. Храм Божий — лучший наставник Закона Божия. Смотрите; на иконостасе — здесь вся Священная История. Бог Вседержитель, праотцы Адам и Ева, Авраам, приносящий Исаака в жертву, видение Иаковым лествицы, Моисей со скрижалями Завета на горе Синае, взятие пророка Илии на небо. Ниже — события Нового Завета: Рождество Христово, Богоявление и другие, воспоминаемые церковью в (…)и двунадесятых праздников.
В алтарь ведут трое дверей: царские, или райские, врата посредине, северные и южные, по бокам, так как алтарь всегда обращен на восток, откуда воссияло нам солнце правды — Христос. На царских вратах изображены: Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста, в знак того, что в царствие Божие войдут только верующие в Воплотившегося от Духа Святого и от Марии Девы — те, кто творит волю Божию, возвещенную в св.Евангелии.
Алтарь в церкви — место святейшее, Святая Святых. Здесь престол Господа славы, и Вифлеем, и Иордан, и Фавор, и горница Тайной Вечери, и Гефсиманский сад, и Голгофа, и гроб Господень, и Елеон. В алтаре самая малая вещь указывает на какое-либо событие из земной жизни нашего Спасителя.
Святая церковь для нас всех — то же, что был ковчег для Ноя. Всмотрись в наружный вид церкви: он напоминает корабль… На корабле этом для души каждого готово тихое убежище от житейских бурь и напастей. Посетит ли кого горе, скорбь, улыбнется ли радость, благополучие, — добрый христиан и со своим горем, и со своим счастьем спешит в церковь, как сын к матери. Да, церковь — мать наша, любвеобильная мать. Она всех своих детей равно любит и лелеет, богатый и убогий, цветущий здоровьем и страждующий — одинаково находят приют под святым её покровом. Со счастливыми она радуется и благодарит Господа, недугующим и страждующим она простирает свои материнские объятия и с любовью говорит: «Приидите ко мне, все труждащие и обремененные, и я успокою вас.» Святая Церковь встречает нас при рождении, венчает светлым венцом супружества, благословляет каждый шаг своих детей в продолжении жизненного пути, она провожает своими молитвами в загробную жизнь; подле себя, подле своего алтаря дает приют для вечного покоя и в недра темной могилы льет светлые лучи отрады и утешения.
БЛАГОВЕСТ
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
План для пересказа. Какая и где стоит церковь? Что на ней? Подле неё? Как гудит колокол и куда зовет? Внутреннее расположение в церкви? Чем отделяется алтарь? Что изображается на иконостасе? Что находится в алтаре?
Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Другие статьи "Добровольца":