ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
Почему именно Москву избрал митрополит Петр своей митрополичьей столицей, и почему это так важно для судеб русской истории?
Конечно, избрана была Москва не только потому, что она лежала на пути между северной Русью и южной, и митрополитам при их частых переездах между Владимиром и Киевом приходилось постоянно останавливаться в Москве.
Но это положение города действительно было важно, не только по соображениям удобства митрополичьих привалов на пути.
Сделайся центром кристаллизации северо-восточной Руси г. Владимир или Ростов, или. даже Тверь — они стали бы центром только Руси северо-восточной и при дальнейшем объединении русского племени пришлось бы искать другого естественного центра. Между тем: «Москву надо считать, если не географическим, то этнографическим центром Руси, как эта Русь размещена была в ХІV веке», говорит Ключевский.
Москва была самым юго-западным городом северо-восточной Руси. Её непосредственным соседом с юго-запада была область княжества Черниговского, принадлежавшего уже к южной семье русских племен.
Через Москву шел главный поток русских людей с юга на север и восток. И Москва была первым пунктом, где эти переселенцы могли отдохнуть после тяжелого и опасного пути через страшные тогда «Брынские леса» — древнюю землю вятичей. Пока Москва была совсем незначительной, этот людской поток протекал чрез неё, не останавливаясь. Когда же Москва выросла, а особенно, когда там обосновался всероссийский центр — митрополичья кафедра, единственный центр, широко известный по всей Руси, и значит известный этим переселенцам с юга, тогда естественно человеческая струя, текшая с юга на север, стала задерживаться в Москве.
Так мы знаем боярина Бяконта, отца будущего митрополита Алексия, переезжавшего из опустошенного татарами Чернигова на северо-восток, и оставшегося на службе у Московского князя. Знаем боярина Квашина, шедшего на северо-восток с 1700 человек слуг и дружинников и остановившегося в Москве
Но, кроме того, у Москвы было еще одно очень важное преимущество, почти не сознававшееся тогда, но приобретшее большую ощутительность ныне.
Дело в том, что с самого начала нашей истории, при полном господстве на нашей Родине в древности церковно — славянского языка, в качестве языка литературного, объединявшего не только всех русских людей, но и всех православных славян, — в самой Руси существовало три наречия: южное, среднее и северное. Южным наречием говорили Киевская, Черниговская, Волынская, Галицкая и Карпатская Русь. Это предшественник современного малороссийского/ украинского/ языка, на основе которого люди с потемневшим национальным сознанием пытаются в наши дни создать раскол в среде единого русского народа.
Северное наречие — язык Новгорода, Пскова, Вологодского края, Владимира, Суздаля и Ростова, не оставило по себе прямого литературного языка. Это наречие только оказало некоторое влияние на современный русский литературный язык и сказывается доныне в окающем выговоре новгородцев и владимирцев.
Среднерусским наречием говорила Русь Полоцкая и впоследствии стала говорить часть северо-восточной Руси, объединенной около Москвы и Твери. Дело в том, что северо-восточная Русь колонизовалась искони не одним путем: северные её части: Ростовская, Суздальская, Владимирская населялись из Новгорода северным путем по верхней Волге от Ржева до Нижнего. Поэтому в этих местах утвердилось северное наречие. А в южной части колонизация шла из земли Полоцкой, а потом через землю вятичей по средней Оке от Калуги до Мурома. Последний путь, по которому переселение шло более интенсивно, приобрел большее, сравнительно с первым, значение, и например, Тверь, хотя она лежала на первом пути, но оказалась захваченной в орбиту волн переселения второго пути, и языковая граница между северным и средним наречиями русского языка легла где-то между Тверью и Новгородом, между Москвой и Владимиром.
Наш современный литературный язык образовался из этого средне-русского наречия, объединявшего в себе элементы и северные и южные. В ХІV и ХV веках это наречие, в свою очередь подразделилось на два поднаречия: восточное, давшее московский и через него наш современный русский язык, и западное, послужившее основанием для искусственно создаваемого ныне белорусского языка.
Итак, резюмируя сказанное, подчеркнем важное, особенно ныне, в свете попыток расчленения русского народа, обстоятельство: Московская народность создалась на фундаменте переселения первых ее насельников из Полоцкой Руси, из земли кривичей, а выросла она в объединивший все русские племена центр на основе переселения бежавших от татарщины переселенцев из южной, по преимуществу Киевской и Черниговской Руси. А предъизбранничество Москвы для сего определил и освятил уроженец Галицкой Руси, митрополит Петр. Итак, Москва, её народность и государство, с самого начала есть плод соборного общего делания всех ветвей Русского народа.
В свете теперешних попыток расчленения русского народа по языковому признаку, мы должны быть глубоко благодарны всем тем, кто в ХІV веке определял судьбы России за то, что её центром стало княжество Московское, во всех отношениях её средина — сердце России.
Н. ЕЛЬСКИЙ
Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Другие статьи "Добровольца":
- 14-ый век в Русской истории (продолжение, №31) — Н. ЕЛЬСКИЙ
- XIV-ый ВЕК В РУССКОЙ ИСТОРИИ. IV. — Н. ЕЛЬСКИЙ
- О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
- 14 ВЕК В РУССКОЙ ИСТОРИИ. — Н. ЕЛЬСКИЙ
- ПАТРИОТИЧЕСКИЙ И ДЕТСКИЙ ОТДЕЛ
Автор: Н.ЕЛЬСКИЙ