Возможно, что в какой-то момент в течение ближайших недель или месяцев, в строго охраняемой комнате связи Пентагона в Вашингтоне будет получено донесение за подписью «Комсемфлот». Предполагая, что за угрозами китайских коммунистов лежит, нечто более серьезное, чем запугивание, Комсемфлот/командующий 7-м флотом США/ донесет, что красные силы приступили к атаке Квемоя и Матсу.
Если прийдет такое донесение, президент Эйзенгауэр будет поставлен лицом к лицу с необходимостью принять наиболее трудное решение в его жизни, с тех пор, как он отдал приказ о высадке в Нормандии в 1944 г. 7-ая эскадра будет ждать приказа, который может быть отдан только президентом. Приказа о том, остаться ли в стороне и предоставить китайским националистам одним защищать оба эти прибрежные острова, или же бросить всю свою воздушную и морскую мощь, может быть даже включая атомное оружие, в операцию, исход и последствия которой сейчас не могут быть предусмотрены.
Вот некоторые факты и соображения, которые президент должен будет учесть, принимая это судьбоносное решение.
Имеющий форму крышки от часов, остров Квемай лежит непосредственно против входа в важный китайский порт Амой. Этот остров находится в пяти милях от принадлежащего коммунистам материка и в расстоянии около 80 миль от Формозы, находящейся в руках националистов. Около острова Квемоя находятся несколько мелких островков, включающих Малый Квемой, которые тоже принадлежат националистам. Общее количество находящегося на всех этих островах населения составляет около 50 тысяч человек, не считая большого гарнизона, численность которого держится в секрете.
Остров Матсу находится в Формозском проливе к северу от Квемоя, на расстоянии около 9, 5 миль от расположенного на материке коммунистического порта Фучоу. Это маленький скалистый остров, площадью около 6 кв. миль, с одним единственным деревом на его бесплодной почве. Вокруг него разбросаны шесть других лишенных растительности островков, обычно называемых все вместе островами Матсу. Их население исчисляется менее чем в 10 тысяч человек, причем гарнизон достигает этого числа, а возможно, что и превосходит его.
Когда китайские коммунистические армии заняли в 1949 году весь материк, Чан-Кай-Шек отвел свои главные силы на Формозу. Помимо этого он оставил значительные гарнизоны националистов на более мелких островах, близких к материку, включая и Квемой. Коммунисты делали в 1949 г. энергичные усилия, чтобы захватить Квемой, но были отброшены с большими потерями. С тех пор они больше не пытаются захватить этот остров, но подвергают его частым бомбардировкам своей береговой артиллерии.
С 3-го сентября п. г. коммунисты начали обстреливать Квемой во все увеличивающейся силой. Два американских офицера связи были убиты во время одной из таких бомбардировок. Военные руководители США начали опасаться неизбежности попытки захвата этого острова красными, и Национальный Совет Безопасности обсуждал создавшееся положение с президентом в Белом Доме в Денвере прошлым летом. Впоследствии было сообщено, что президент Эйзенгауэр лично отверг внесенное предложение о том, чтобы вооруженные силы США. непосредственно вмешались в защиту Квемоя. За обстрелом его коммунистами последовали воздушные нападения на другие занятые националистами острова. В середине января коммунисты неожиданно напали на остров Йикианг и захватили его. Он принадлежит к группе Таченских островов, занятых националистами и находящихся в 250 милях к северу от Формозы. Вожди красного Китая публично хвастаются тем, что они собираются захватить также и острова Квемой и Матсу, как трамплин для прыжка на Формозу с целью ее «освобождения».
24-го января президент Эйзенгауэр отправил специальное послание Конгрессу, прося о предоставлении широких полномочий для того, чтобы справиться с создавшимся кризисом. Он подчеркнул, что США связаны соглашением о взаимной помощи с Национальным Китаем и обязаны защищать Формозу и соседние с ней Пескадорские острова. 7-ая американская эскадра фактически прикрывает эти острова от нападения с начала войны в Корее. Президент сообщил, что он не предполагает, что бы США расширили свои обязательства по обороне далее Формозы и Пескадоров, но хочет, чтобы ему было предоставлено право отдать приказ о вмешательстве американских сил, если красные атакуют «непосредственно относящиеся к этим островам места». Конгресс понял под этими словами Квемой и Матсу. Президент принял на себя обязательство воспользоваться этим правом лишь в том случае, если создастся положение, которое можно будет рассматривать как определенные приготовления к нападению на главные позиции Формозы или Пескадоров.
Высшие чины правительства сделали заявление о том, что, в порядке отражения нападения, действия США могут быть распространены и на китайский материк. Было заявлено, что в сфере действий могут оказаться порты, центры сосредоточения войск, склады, узлы сообщения, аэродромы и другие военные объекты. Конгресс принял резолюцию, дающую президенту право применить вооруженные силы США там, где он найдет это нужным» в целях защиты и обеспечения Формозы и Пескадоров, равно как и «тех связанных с ними позиций, защиту которых он сочтет желательной и необходимой».
Президент Эйзенгауэр выразил надежду, что принятие такого решения относительно защиты Формозы укрепит шансы мира на Дальнем Востоке доказав красному Китаю, что США полны решимости сопротивляться какой бы то ни было попытке к захвату Формозы. При поощрении США, Объединенные Нации тотчас же предприняли попытку договориться о прекращении военных действий в Формозском проливе. Английские дипломаты заговорили о возможности сделки, при которой красный Китай получит Квемой и Латсу, равно как и место в О. Н., при условии, что он примет на себя обязательство не нападать на Формозу.
Однако, коммунистический режим в Пекине отверг предложение обсудить вопрос перемирия через посредство О. Н. Тогда Англия и Индия пытались склонить красный Китай к мирному разрешению вопроса путем тайных переговоров. Тем не менее в Вашингтоне было получено сообщение, что коммунисты не намерены заключать подобную сделку. При этих частных переговорах они держались того лее вызывающего тона, которым пекинское радио пользовалось публично — красный Китай полон решимости занять Квемой, Матсу, Формозу и Пескадоры, к каким бы кровавым жертвам это ни привело.
Отказ красного Китая от переговоров поставил президента Эйзенгауэра перед следующими возможностями:
Он может возложить на США обязательство оказать сопротивление красному нападению на Квемой и Матсу, в надежде, что уверенность в этом вмешательстве вообще удержит красных от всяких действий. Некоторые ведущие республиканские сенаторы публично требовали принятие такого курса. Известно также, что и некоторые военные руководители рекомендовали ту же самую меру в частном порядке.
Он может начертать определенную линию обороны посреди Формозского пролива, заявив этим самым миру, что США будут драться, если красные нарушат неприкосновенность этой линии, но будут драться исключительно лишь в этом случае. Это было бы равносильно заявлению, что Америка не будет защищать Квемой и Матсу. Большинство союзников Америки, так же, как и сенаторы демократической партии настаивают на этом решении.
Он может держать коммунистов, равно как и весь остальной мир, в неизвестности относительно истинных намерений США, отложив решение этого вопроса до фактического нападения красных на эти острова» До настоящего времени президент придерживался именно этой тактики, и следует предположить, что он будет придерживаться ее и в дальнейшем.
«Монтерей Геральд» 5. 4. 1955 г.
ЛУИС КАССЕЛЬС
Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Другие статьи "Добровольца":
- ДОЛГОВЕЧНО ЛИ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ? — ЮРИЙ МЕЙЕР
- НОВАЯ СТРАТЕГИЯ. — Мк.ДАНИЭЛЬ
- СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И КРАСНЫЙ КИТАЙ. — А.Т.
- КРАСНЫЙ КИТАЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ 8 МОРСКИХ БАЗ СОВЕТАМ. — КАРЛ ФОН ВИГАНД
- ДАВЛЕНИЕ НА ЭЙЗЕНГАУЭРА. — ЧАРЛЬЗ МАККАНН
Автор: «Монтерей Геральд»