ДЕТСКИЙ ОТДЕЛ (№46-47) « ДОБРОВОЛЕЦ



ДЕТСКИЙ ОТДЕЛ (№46-47)


РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ

Опять уже скоро Рождество. Великий чудный Праздник, праздник детски чистого сердца, праздник горячей веры и  непостыдной надежды. Опят будем петь гимны родившемуся Младенцу Христу. Опять будем славить Его с ангелами и вифлиемскими пастухами, опять, как мудрецы востока, будем поклоняться Ему…

Свободный мир отмечает свой величественный, христианский, праздник. Все города и поселения расцветут радужными красками рождественских, убранств, принарядятся магазины, до отказа набитые всевозможными товарами. Миллионы покупателей будут спешить, суетиться и покупать подарки.

На Рождестве в каждом доме — ёлка со свечами, игрушками, звёздами, золотым и серебреным «дождем».

В дни Рождества нам нельзя быть без ёлки.

С её ветвей наш детский мир глядит,
Чудесный мир разбитого в осколки
Хрустального дворца. Он говорит
О той поре прекрасной и беспечной,
Когда нам жизнь казалась лучше снов,
А радость детская казалась вечной,
Здесь, в этом мире, лучшем из миров….
Пусть каждый год, в дни Рождества Христова,
Блестящая, в сверкающих огнях,
Нам эта ёлка повторяет снова
Чудесный миф с невозвратных днях.

И куда бы мы не зашли — в каждом доме, в каждой семье — довольство, радость и весёлый звонкий смех детей. Нигде этот праздник так радостно не справлялся, как у нас на Родине, в России. Звезда, загоревшаяся над Вифлиемом, по народному преданию, в каждый из вечеров, от Рождества до Крещения, восходит на небо, светит людям. Оттого эти вечера зовут «святыми вечерами или святками». Святки по преимуществу детский праздник, и дети в подражание ангелам возвещают приближение радостного дня.

Под покровом ночи звёздной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…..
Кое-где огни по окнам,
Словно звёздочки, горят;
На огонь бежит сугробом
«Со звездой» толпа ребят.
Под оконцами стучатся,
«Рождество Твое» поют.-
Христославы! Христославы!
Раздается там и тут.
И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О Рождении Христа.

Святки, так же, весёлая пора для молодёжи. Удовольствий много: беседы, ряженые, гаданья, игры. На святках каждый вечер девицы собираются для гаданья.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачёк,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат,
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
В. А. ЖУКОВСКИЙ

Гаданьем занимались не только в деревнях и селах, но и в городах. Был обычай, накануне Нового Года и в Новый Год, спрашивать имена прохожих, лить олово или воск, жечь бумагу и пр. Олово пли воск в воде принимают какую-нибудь форму, нечто похожее на венец, сани, лошадь и т д. «Кидают башмак», куда ляжет носком, в ту сторону выдадут замуж. «Под окном слушают» и по слышанному заключают о судьбе. «В чашу с чистою водой клали перстень золотой»… накрывают стол белой скатертью и ставят на него блюдо с водой, куда опускают кольца, серьги вместе с кусочком хлеба и щепоткой соли. Блюдо накрывают полотенцем. Девицы садятся и поют подблюдную песню, в которой желают всем добра и счастья.

Да кому мы спели, тому добро, Слава! Слава!
Кому вынется, тому сбудется,
Скоро сбудется, не минуется, Слава !

Во время песни вынимаются опущенные вещи. «Кому вынется, тому сбудется,» т.е желание того исполнится.

Морозна ночь. Всё небо ясно.
Светил небесных дивный «хор»
Течёт так тихо, так согласно…
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит;
На месяц зеркало наводит;
Но в темном»зеркале одна
Дрожит печальная луна…
Чу… снег хрустит.. прохожий… Дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок её звучит
Нежней свирельного напева:
«Как ваше имя»? Смотрит он -
И отвечает: «Агафон».
А. С. ПУШКИН

Так было в старину гадание, которое служило любимым развлечением русских девушек на святках. Ныне редко кто возьмет на себя труд собрать русских девиц и предложить им, ради забавы, увеселения, вспомнить старину. Жаль…

Однако, святки теперь отмечаются по иному. Некоторые организации устраивают общественную ёлку, иные собирают детвору в один дом, больший по размерам, и мы предлагаем, уже заранее приступить к разучиванию с детьми стихотворений, маленьких пьесок. Мы предлагаем следующую инсценировку:

ЖУК-УЧИТЕЛЬ

Жук — в черном сюртуке с фалдами в виде крылышек. На голове черная шапочка с выпуклыми глазами и усиками. В руках указка.

Насекомые — в костюмчиках под цвет их окраски. На головах круглые шапочки с усиками и глазами. У мухи глаза фасечные. На классной доске буквы. Обстановка классной комнаты.

Как-то на лужайке летом

Господин учитель — жук

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки,

Пчелы, осы, и шмели,

Муравьи, сверчки, козявки

На урок к жуку пришли.

А-акула, Б-букашка,

В-ворона, Г-глаза,

Шмель и муха, не болтайте!

Не шалите, стрекоза!

Д-дитя, Е-единица,

Ж-жаркое, З-зима,

Повторяйте, не сбивайтесь!

И-игрушка, К-кума.

Кто учиться хочет с толком,

Пусть забудет в школе лень…

Л-лисица, М-мартышка,

Н-наука, О-олень.

П-петрушка, Р-ромашка,

С-сверчёк, Т-таракан,

У-улитка, Ф-фиалка,

Х-ходули, Ц-цыган…

Так наш жук, махая веткой,

Учит азбуке стрекоз,

Мушек, мошек и козявок,

Мурашей, шмелей и ос.

Как-то на лужайке летом
Господин учитель — жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчелы, осы, и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к жуку пришли.
А-акула, Б-букашка,
В-ворона, Г-глаза,
Шмель и муха, не болтайте!
Не шалите, стрекоза!
Д-дитя, Е-единица,
Ж-жаркое, З-зима,
Повторяйте, не сбивайтесь!
И-игрушка, К-кума.
Кто учиться хочет с толком,
Пусть забудет в школе лень…
Л-лисица, М-мартышка,
Н-наука, О-олень.
П-петрушка, Р-ромашка,
С-сверчёк, Т-таракан,
У-улитка, Ф-фиалка,
Х-ходули, Ц-цыган…
Так наш жук, махая веткой,
Учит азбуке стрекоз,
Мушек, мошек и козявок,
Мурашей, шмелей и ос.

Нижеследующее стихотворение можно представить, опять таки, в виде сценки Действующие лица: автор-старший ученик, и серый слон. Костюм сшить довольно просто и дешево.

В ДЕТСКОЙ
У Верушки, на подушке,
Сидит он — серый слон.
Хоботом своим качает,
Сердится и всё вздыхает.
Говорит, что он
Страшно потрясен.
Это дело ль, у Верушки
Все разбросаны игрушки,
Вечный шум и вечный гам.
Это просто срам!
Там, где вы меня купили
Там ведь тоже дети были,
Но они так не шалили,
Папу с мамой не сердили,
К ним ласкались-целовались!
У меня решенье зреет:
В первый праздник воскресенье,
Когда дети будут спать,
Я решил от них сбежать,
И для этого припас
Я давно билет на «бас».
На остановке я сойду
В зоологическом саду,
Из ворот вправо пойду
Прямо к клетке какаду.
Если там её найду.
Она страшный шум поднимет,
Приголубит и обнимет.
После множества хлопот
Все ж местечко мне найдет.
Жаль, конечно, мне ребят-
К ним вернуться буду рад,
Если слово мне дадут,
Что всё в детской приберут.
ЕЛЕНА ПРИСНЯКОВА

***
Вечером Рождественским, к лесу из села,
Девочка бездомная, — словно тень брела…
Худенькая, слабая, в глазах — море слез
И рученки малые исщипал мороз…
Люди бессердечные даже в эту Ночь
Нищенку убогую вытолкали прочь.
И пошла несчастная просто в «никуда»,
А над нею ласково вспыхнула звезда!…
Крутится метелица, заметает след,
Никого проблеска на дороге нет…
Вот добралась нищенка к старой ели той.
За которой в сумраке лес стоит густой.
И легла усталая прямо в снег, под ель,
Слушая, как яростно празднует метель…
Но напрасно трудится и трещит мороз –
К ней идет с улыбкой ласковый Христос…

Если ты бездомного видишь на пути,
Пригласи заботливо в комнату войти
И, смягчив хоть капельку горьких детских слез,
Знай, что вместе с нищенкой в дом вошел Христос.
М.Д.

Широко захватывает всю личность ребенка — умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферу Песня, а отсюда и разностороннее влияние её на развитие ребенка. Для этого предлагается водить хоровод со всеобщим пением не только детей, но и взрослых.

ЁЛОЧКА
Сколько на ёлочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых.
Маленькой ёлочке
Холодно зимой.
Из лесу ёлочку
Взяли домой.
Ветку нарядную,
Ниже опусти
Нас шоколадной
Рыбкой угости.
Встанем под ёлочкой
В дружный хоровод!
Весело, весело
Встретим Новый Год!

/В круг входит русский «Дед Мороз» который также поет/.
ПЕСЕНКА МОРО3А
Принимайте-ка, ребята,
И меня в свой хоровод,
Я румяный, бородатый,
К вам пришел на Новый Год!
Очень весело сегодня!
Песня дружная, звени!
Все поют: Шумный праздник новогодний,
Зажигай свои огни!
Я сегодня весел тоже,
И с ребятами дружу,
Никого не заморожу,
Никого не простужу!
Очень весело сегодня!
Песня дружная звени!
Все поют: Шумный праздник новогодний
Зажигай свои огни!

Очень хорошо все детские увеселения, по возможности, заканчивать массовой детской сценой при чтении стихотворения:

РУССКОЙ ДЕВОЧКЕ.
Где бы ты не была, девочка милая,
Помни, что РУССКАЯ ты.
Помни, что где-то далекая Родина
Стонет в тисках нищеты.
И помолись своей детской молитвой,
Чтобы услышал ГОСПОДЬ
Стоны и вопли сирот обездоленных
И беднякам бы помог.
И расскажи всем любимым подруженькам
Сказки о КРАЕ РОДНОМ:
Про Горбунка, про Ивана Царевича,
Как он боролся с волком.
Выйдешь ли в поле с цветами заморскими,
Вспомни родной василёк,
И на пригорке березки кудрявые
И голубой ручеёк.
О.ЛЬВОВА

24.12.1790 г. штурм Суворовым крепости Измаил. Взятие Измаила считается самым замечательным эпизодом кампании 1790 г. и одним беспримерным в истории. Не даром оно вдохновило гений Байрона, посвятившего ему столько прекрасных строк в Дон Жуане. Потемкин, когда штурм крепости уже был решен, устрашенный опасностью неудачи, предоставил Суворову свободу не отваживаться на приступ.

Суворов поспешил к стенам Измаила и, встретив отходившие войска, вернул их на прежние позиции. Четыре дня прошли в безуспешных переговорах с сераскиром о сдаче. А утром 2 декабря, старого стиля, Суворов рапортовал Потемкину: «Нет крепче крепости, ни отчаяннее обороны, как Измаил, падший перед троном Е. И. Величества, пролитным штумом. Нижайше поздравляю Вашу Светлость.

В. Ог.

 

***
Ура, наш вихорь-атаман,
Вождь невредимых Платов!
Твой зачарованный аркан
Гроза для супостатов.
В.ЖУКОВСКИЙ

© ДОБРОВОЛЕЦ



Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Глаза б мои не виделиПредвзято, тенденциозно, скучноСталина на вас нетПознавательно.Спасибо, помогли! (Вы еще не оценивали)
Loading ... Loading ...



Другие статьи "Добровольца":

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.