СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ /По С. Максимову/ « ДОБРОВОЛЕЦ
"Доброволец" » ПАТРИОТИЧЕСКИЙ И ДЕТСКИЙ РАЗДЕЛ » СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ /По С. Максимову/



СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ /По С. Максимову/


Я был прикован глазами к чудному, невиданному зрелищу, открывшемуся из темного облака. Оно мгновенно разорвалось и мгновенно же засияло ослепительными цветами, целым морем цветов, которые переливались из одного в другой, и как будто искры сыпались бесконечно сверху, искры снизу, искры с боков… Ничего не разберешь, ничего не сообразишь, всё мешается и путается, в глазах рябит и становится больно.

Как будто огромная, всемирная кузница пущена теперь перед нами в ход, и только не видишь рабочих и не слышишь молотов за дальностью, близорукостью, — видишь один громадный горн, бегающие в нем искры, — всё это горит таким общим светом, какой едва ли придется видеть в каком другом из чудных зрелищ чудной природы, кроме северного сияния, и невольно шли на память бессознательно выученные в детстве, решительно верные стихи того Учёного певца — Ломоносова, который знаком был с красотой явлений полярного неба в ранней юности.

«С полночных стран встаёт заря.
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень огнь покрыл,
Се в нощь на землю день вступил.»

ЛОМОНОСОВ
Его избрал Господь от малых,
Ему открылся в блеске льдов,
В сияньи звезд и в зорях алых,
В раскате волн, в шуму лесов…
И, повелев оставить сети,
Повёл его из града в град,-
Чтоб Русь познал — от тёмной клети
До светлых княжеских палат.
Повёл его на Запад славный,
Чтоб восприял он в разум там
Всё, откровенное издавна
Великим, избранным мужам;
Чтоб от светильника их знаний
Светильник свой он воспалил
И, высоко держа во длани,
Весь край родной им озарил.
МАЙКОВ

***
Невод рыбак растилал по брегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.
А. С. ПУШКИН

Имя Ломоносова — дорогое и привлекательное для русского сердца! «Господь избрал его из малых…»

Михаил Васильевич Ломоносов/1711-1765/ был сын крестьянина деревни Денисовки близ города Холмогоры, Архангельской губернии. Выучившись кое-как грамоте, мальчик любил читать и петь в церкви. Отец Ломоносова, рыбак, брал с собой сына на промысел, мальчику приходилось не раз ездить в Архангельск, на Белое море, в Соловецкий монастырь. Таким образом юная душа даровитого от природы мальчика воспитывалась и настраивалась под благотворным влиянием Церкви, величественной северной природы и честного труда. Церковь согревала его сердце, картины природы, — море, северное сияние,- будили ум, работы на рыбной ловле, сопряженные с опасностью, — укрепляли телесные силы и закаляли волю. С годами росла любознательность: мальчик почувствовал неудержимую охоту к ученью. Но злая и сварливая мачеха всячески преследовала пасынка за любовь к книгам и уговаривала мужа, на 18-м году женить его. Тогда юноша, зимой, в морозную ночь, убежал из родительского дома и, пристав к обозу с рыбой, добрался до Москвы, где и поступил в училище .

Очутившись среди юных школьников, как великовозрастный ,Ломоносов выносил от них насмешки; в то же время терпел страшную нужду, ибо получал на содержание от начальства школы по алтыну/три копейки/в день. Из них тратилось: денежку на хлеб, денежку на квас, а прочее на бумагу, обувь и другие нужды. Несмотря на всё это, занятия Ломоносова в школе шли очень успешно и он был всегда в числе лучших учеников. Промысел Божий сохранил труженика на пользу России. «Господь повёл его на Запад славный… через несколько лет, как лучший ученик, Ломоносов был послан учиться заграницу, откуда возвратился на родину образованнейшим человеком и край родной «озарил светом науки».

Ломоносов был первым русским профессором — преподавал разные науки — первым русским поэтом, ибо впервые стал писать стихи тем складом, коим они пишутся теперь, — первым оратором; он же составил первую русскую грамматику, первую риторику, кроме того занимался мозаикой; им сделана картина изображающая Полтавское сражение; производил химические и физические опыты; хлопотал об учреждении первого в России университета, и сам был, по обширности и разнообразию знаний «первым университетом». И вот Ломоносов, крестьянский мальчик-рыбак, стал, по слову Пушкина, «умы уловлять», т.е. просвещать русских людей; из помощника отцу — сделался «помощником царям» в их заботах о просвещении родной страны.

Ломоносов погребен в Александро-Невской лавре. Ломоносов среди славны: русских исторических имен, по разнообразию способностей, любви к знанию, трудолюбию и заботам о просвещении отечества, стоит рядом с Петром Великим. Сын крестьянина, самоучка и самородок, он представляет собой полноту природных дарований, которые, подобно драгоценной руде внутри гор, таятся в русском народе и ждут своего проявления на свет от науки, от ученья. Ломоносов собою доказал, чего может достигнуть русский человек путём ученья он в своё время был, можно сказать, — один в поле воин, ратуя за науку, просвещение, но вышел победителем, «воспалил свой светильник знаний и весь край родной им озарил.»

Пушкин сказал: «Ломоносов веселье россиян полуночное диво». В темной дали минувших времён лик Ломоносова горит, подобно солнцу, светит, веселит и бодрит надеждой, что у нас ещё явятся мужи науки и труда, просвещенные богатыри, подобные Ломоносову, на благо и славу кашей страждущей Родине-России.

ЗАВЕЩАНИЕ РУССКИМ ЮНОШАМ
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальных странствах не помеха –
Наука пользует везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладком и в труде.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О! ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов,
И быстрым разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М. В.ЛОМОНОСОВ

Длань — старинное слово — рука, ладонь. Мрежа-мерёжа — рыболовная сеть, натянутая на обруч. Риторика — теория ораторского искусства.

Раченье — старинное слово — старанье, усердие, разумно, бережливо. Платон — древне греческий философ /429-348 до Рождества Христова/. Ньютон/Невтон/ — великий английский астроном/ 1642-1726/

Русские родные школьники! Подражайте Ломоносову, примите к сердцу и помните его завещание любить науки. Он учился в нужде, терпел гонение, на смешки, голод и холод. Но всё преодолев, и «по своей и Божьей воле — стал разумен и велик» .

У вас, хотя мы и находимся в изгнании, вдали от нашей страждущей матери-России, слава Богу, есть все средства для успешного ученья ? благоустроенные школы, учебники, библиотеки, музеи. Учитесь же, учитесь! В науке и труде не только ваше личное счастье и общественное благополучие, но процветание той страны, где вы живете, и честь нашей матери-России.

Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Гудят колокола!
Немолчно в Божьих храмах
Поют «Христос Воскрес»!
И звуки дивной песни
Доходят до небес.
А. Плещеев

***
Под ночными покрывалами
Полосами бледно алыми
Чуть забрезжил край небес…
Пролетел над смерти бездною
Огласил края надзвездные
Крик души: Христос Воскрес!
Изгой

© ДОБРОВОЛЕЦ



Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Глаза б мои не виделиПредвзято, тенденциозно, скучноСталина на вас нетПознавательно.Спасибо, помогли! (Вы еще не оценивали)
Loading ... Loading ...



Другие статьи "Добровольца":

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.