СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ. — ВЛ.АБДАНК-КОССОВСКИЙ « ДОБРОВОЛЕЦ
"Доброволец" » № 12 Декабрь 1953 года » СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ. — ВЛ.АБДАНК-КОССОВСКИЙ



СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ. — ВЛ.АБДАНК-КОССОВСКИЙ


Память св. Великомученика и Победоносца Георгия особенно высоко чтилась в России, где его имя, подвиги и чудеса стали известны почти одновременно с принятием христианства. 23 апреля русская Церковь поминает страдания и смерть святого, 13 ноября вспоминается перенесение его мо­щей в величественный храм, в Лидде, а 9 декабря по новому стилю, русская Церковь, по завету святителя Иллариона, чтит память сооружения Геор­гиевского храма в Киеве 9 декабря 1037 года и торжественно празднует день установления ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия 26 но­ября 1769 года.

Таким образом, 26-го ноября по старому стилю у нас сливается два торжества: церковное и военное. Знаменательно, что оба эти праздника — исключительно русского происхождения: киевский храм во имя св. Георгия, разрушенный впоследствии Батыем, был сооружен в память победы в 1036 году русского князя Ярослава Мудрого на печенегами. С другой стороны, 26 ноября — день русской военной доблести, когда благодарная Россия вспоминала подвиги мужества, отваги и верности своих храбрейших сынов — кава­леров ордена Св.Великомученика и Победоносца Георгия, георгиевского оружия, георгиевского креста и георгиевской медали.

Древнему распространению культа Св.Георгия отвечает народное поклонение ему и поныне живущее на Кавказе. «Как в древности Колхида — Лазика, приютившая миф о Язоне и драконе, стерегущем золото, пишет акаде­мик А.Н.Веселовский в своих «Разысканиях в области русских духовных стихов», так в наше время лазское население чтит своим народным святым Ге­оргия — Змееборца». Церкви и развалины церквей, образа и обряды, неред­ко полные языческого характера, местные предания и надгробные памятники распространены среди армян, грузин, сванетов, хевсуров, абхазцев, осе­тин и других кавказских народностей. По словам царевича Вакушта, в Гру­зии не было почти ни одного холма или горы, на котором не стоял бы храм посвященный Св.Георгию. Возможно, что это исключительное поклонение Ге­оргию на вершинах гор находится в связи с сирийскими Минеями, где рас­сказывается, что пепел великомученика разбросан был по горам по прика­занию тирана. Тогда:         .

Приказал Христос Царь
Всем горам:
Сохраните Мне старательно
Этот пепел.

На Руси Св. Георгий, Егорий или Юрий и не только «поборник царей, пленных свободитель, сберегатель мореплавателей, нищих и сирых защититель», но и покровитель скотоводства и земледелия. По воззрению славян­ских народов, Св. Георгий невидимо выезжает на поля на своем белом коне

 

и охраняет стада от нападения хищных зверей, от падежа, разных бо­лезней и напастей. Нет ничего удивительного, поэтому, что с именем Георгия русский народ связывает великое множество поверий и примет. В весенний Юрьев день, 23 апреля, впервые после зимы выгоняют домашний скот в поле. «Стадо сгоняют, Егория окликают: храбрый ты наш Егорий, упаси нашу скотину». Но не только домашний скот, но и все звери у Его­рия под рукой. «Что у волка на зубах, то Егорий дал». На Юрия Святой Егорий разъезжает на белом коне, раздает зверям наказы. К холодному Юрию, 26 ноября, приурочен был свободный переход крестьян от одного по­мещика к другому. «Мужик болит и сохнет по Юрьев день», ожидая перехо­да. Когда крестьяне потеряли право «выхода», в силу или своей крайней задолженности, или же по указу царя Феодора Ивановича, то русский на­род сложил поговорку «вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Цари земли Русской издревле почитали Святого Георгия покровителем своим и своего воинства и царства.

Первый князь, нареченный в крещении Георгием, был Ярослав Владими­рович Мудрый. Во славу Св. Георгия он основал сначала город Юрьев, а затем соорудил близ Новгорода большой храм, обратившийся впоследствии в знаменитый Юрьевский монастырь. Ярославу же Мудрому принадлежит по­чин изображать своего покровителя — Георгия Победоносца — на княжеских печатях и на кожаных и чеканных монетах.

В 1380 году, после Куликовской битвы, в Московском гербе стал изо­бражаться «ездец в короне», в котором, обычно, видели Св.Георгия. Вели­кий князь Иван III, вступивший в 1472 году в брак с племянницей послед­него византийского императора Константина XI, Софией Палеолог, принял для герба Московского царства герб Византийской империи — двуглавого черного орла, на груди которого поместил прежний московский герб — изображение Св.Великомученика Георгия Победоносца. Монета, с изображе­нием этого Святого, поражающего змея копьем или копейком, получила на­звание копейки.

В царствование Феодора Ивановича существовала большая серебряная монета, с изображением Св.Георгия, которая нашивалась на рукав или шапку наиболее отличившихся воинов. Эта медаль послужила прототипом ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, учрежденного 26 ноября 1769 года императрицей Екатериной II. Как свидетельствует любопытная запись в журнале заседаний Георгиевской Думы в 1833 году, черно — оранжевая георгиевская лента должна была соответствовать цветам пороха и огня, — «бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента, сей орден изображающая, содержит цвета пороха и цвета огня». Наконец, по мнению некоторых исследователей, с геральдическими цветами московского герба связано происхождение наших национальных цветов — бе­ло-сине-красного: Св.Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и на серебряном коне, в лазоревой приволоке (мантии), в червленом (красном) щите.

ВЛ.АБДАНК-КОССОВСКИЙ

 

© ДОБРОВОЛЕЦ



Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Глаза б мои не виделиПредвзято, тенденциозно, скучноСталина на вас нетПознавательно.Спасибо, помогли! (Вы еще не оценивали)
Loading ... Loading ...



Другие статьи "Добровольца":

Автор:

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.