ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ (продолжение) 2. — Н.ЕЛЬСКИЙ « ДОБРОВОЛЕЦ
"Доброволец" » № 20 Август 1954 г. » ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ (продолжение) 2. — Н.ЕЛЬСКИЙ



ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ (продолжение) 2. — Н.ЕЛЬСКИЙ


С ЧЕМ ПРИШЛА ЦЕРКОВЬ

До принятия христианства русский народ почти совсем не имел сколько-нибудь оформленной религии. Наиболее это видно из того, что все имена д и с русских языческих божеств — инородные: Перун, это литовский бог. Хорс и Велес — иранские, скифо-сарматские божества, Мокоша — финский бог.

Название для языческого храма: капище -слово тюркское. Все это мог­ло бы свидетельствовать об исключительной религиозной неодаренности руского народа, если бы вся последующая его история не была бы ярчайшим опровержением такой мысли.

Не имея своей органической природной религии, русский народ, в си­лу своего географического местонахождения, был поставлен в необычайное, сравнительно с прочими европейскими народами, положение, в положение возможности выбирать себе свою религию. Если мы даже не верим рассказу летописца о том, как к князю Владимиру приходили послы от различных народов, убеждая его принять их веру, то мы не можем отрицать самого наличия возможности такого выбора. Русские легко могли бы остаться языч­никами по крайней мере еще в течение столетия, как северные соседи на­шего народа и сродники его князей — норманы, или как их ближайшие сосе­ди — литовцы, еще в течение 400 лет. Русские могли бы стать магометана­ми, как их соседи — Волжско-Камские болгары, тем более, что магометан­ство в это время переживало период расцвета и как раз в эпоху крещения Руси приобрело себе новых последователей — турок, которых вскоре воз­несло на гигантскую политическую высоту. Могли бы наши предки стать и римо-католиками, как сродные им поляки и соседи венгры. Могли бы даже стать иудействующими, как хозары.

По земным человеческим расчетам принятие Православного христиан­ства было исходом наименее понятным и наименее выгодным. Никакого влия­тельного союза Киевский князь этим актом не приобретал. Никто из его соседей не был православным, кроме Дунайской Болгарии, отделенной непро­ходимыми тогда степями и к тому же как раз в это время разгромленной единоверцами греками. Союз с подточенной, обуреваемой со всех сторон и высокомерно-коварной Византией не мог даже в малой мере возместить воз­можности таких влиятельных мощных союзов, как с могущественнейшим тогда магометанским арабско-персидским миром или с католической Европой.

Что, принимая христианство, русский народ и его князь добивались только религиозных ценностей, ясно видно из молитвы, которую произнес князь Владимир во время крещения киевлян. Летописец сохранил ее нами.

Боже Великий, сотворивый небо и землю. Призри на новые люди сия и даждь им, Господи, уведати Тебя, истинного Бога, якоже уведаша страны христианские, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози Господи, на супротивного врага (диавола), да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его».

В этот исключительно важный момент, когда, крестя свой народ, князь может быть уверенным, что Бог услышит и исполнит его молитву, он просит не о богатстве, не о политическое силе, а о правой вере и о несовратности в ней, т.е. о верности правде.

Можно сказать с полным, правом, что эта молитва нашего Крестителя, св. князя Владимира на все века определила путь и смысл нашей истории.

Но принимаемая совершенно бескорыстно, по чисто религиозным моти­вам, Православная вера принесла с собой нашему народу неисчислимые вы­годы, которые никак нельзя было предвидеть или даже пожелать заранее.

Прежде всего вера принесла русским самое бытие их — их националь­ное самосознание. То, что русский народ оказался единственным православ­ным народом среди иноверных: язычников Литвы, магометан Волжских болгар, римо-католиков поляков и венгров, дало русским возможность осознать свое единство и выделить себя из окружающих народов. Слово «русский» и»православный» стали на всю нашу последующую историю синонимами. Свою веру мы часто называем «русской верой», а вместо того, чтобы сказать:» кто тут русский?», «помогите земляки», говорим: «кто тут православный?», «помогите православные».

Во-вторых, Православная Церковь принесла нашему народу государственное самосознание.

Первыми нашими епископами были византийские греки (или, если прини­мать теорию М.Приселкова, то в первые 50 лет после крещения были болга­ры, а лишь потом греки — это существа дела не меняет). У них было очень развитое государственное представление, унаследованное византийцами от древних римлян, самое развитое государственное представление, какое когда-либо существовало в мире.

Тогдашнее русское безгосударственное положение: «кождо живяше родом своим» никак не укладывалось в понятия византийцев, являясь для них признаком глубочайшего языческого варварства, требовавшего немедленного и всемерного искоренения.

По византийскому представлению во главе каждого христианского го­сударства должен стоять православный христианский государь, не ограни­ченный в своей власти никакой внешней институцией, но строго ограничен­ный велениями Божьего нравственного закона и канонами Церкви.

Такого устройства! и даже приближения к нему Церковь не нашла на Руси. Она застала там конгломерат славянских и отчасти ославяненных фин­ских племен-родов, объединенных признанием права третейского суда и полководческой власти норманского, тоже уже значительно ославяненного, рода, возглавляемого старшим в этом роде конунгом — князем.

Этот, во многих отношениях очень странный для византийцев, родовой старшина варяжского рода и был единственным объектом в новокрещенной русской стране, на которого византийцы могли перенести привычные им представления о государе-василевсе нового христианского народа.

Они это и сделали. И в этом представлении воспитали поколения рус­ских. Только когда это представление вошло в русское сознание и укрепи­лось в нем, можно с законным правом говорить о русском государстве.

Итак: и национальное и государственное свое самосознание наш народ получил из одних рук — из рук Церкви, пришедшей к нему для выполнения своих вечных целей, но при этом принесшей с собою и ценности иного порядка.

Так исполнились над нашей родиной в первые же лета ее истории сло­ва Христовы: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все приложит­ся вам. «

Н.ЕЛЬСКИЙ

 

© ДОБРОВОЛЕЦ



Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Глаза б мои не виделиПредвзято, тенденциозно, скучноСталина на вас нетПознавательно.Спасибо, помогли! (Вы еще не оценивали)
Loading ... Loading ...



Другие статьи "Добровольца":

Автор:

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.