ОТ РЕДАКЦИИ. Настоящая статья Н. Я. Галая, с его любезного согласия, перепечатана нами из «Обзора важнейших событий в СССР» № 110, издание Института по изучению СССР.
В ряду советских политических и дипломатических шагов, имевших место после событий на Ближнем Востоке, в Польше и Венгрии, свободный мир сравнительно мало внимания уделил значению длительного посещения Индии, а затем Бирманского Союза маршалом Жуковым, министром обороны СССР и первым кандидатом президиума ЦК партии. Между тем значение этой поездки, как показывает детальное изучение маршрута Жукова и его выступлений в Индии, намного превышает значение всех внешне-политических акций советских руководителей за последний период.
Официальная советская и индийская версии говорят об этой поездке, как о «миссии мира», долженствующей скрепить узы дружбы двух «миролюбивых великих народов», тесная связь между которыми была заложена визитом Неру в СССР и ответным визитом Булганина и Хрущева в 1955 году. Сам Жуков, в своей речи по прибытии в Индию 25.1.1957 г. отметил свою радость… «иметь возможность познакомиться с великой индийской культурой, индийским народом и его достижениями в развитии экономики и культуры».
Более определенно цель визита Жукова была отмечена в речи индийского посла в СССР К.П.Ш. Менона, переданной по московскому телевидению. Менон отметил, что наряду с углублением сотрудничества двух великих стран, «достигших единодушия почти по всем главнейшим вопросам международной политики»… «визит Жукова оставит неизгладимое впечатление, особенно на вооруженные силы.»
Этим указанием ясно подчеркивалось военное значение визита Жукова. Действительно, если его поездка и сопровождалась отдельными попутными посещениями памятников истории и культуры страны и некоторыми развлечениями/вроде катания на слоне/, то основным содержанием ее явилась настоящая военная инспекция индийских вооруженных сил и военных учреждений Индии. Эта инспекция, длившаяся с большой интенсивностью в течение двух недель/с 25.1. по 10.2.1957 г./ была проведена Жуковым с исчерпывающей полнотой и тщательностью. Данным обстоятельствам способствовало то, что вряд ли когда какое-либо правительство и какая-либо страна демонстрировала свои военные учреждения и свою военную систему, даже, своим близким союзникам, с такой готовностью все показать, как это сделала Индия по отношению к маршалу Лыкову. В свите его находились 4 квалифицированных военных сотрудника: генерал-полковник Н. О. Павловский/принадлежащий к главной инспекции боевой подготовке войск СССР/, вице-адмирал Елисеев, генерал-лейтенант авиации Дагаев и генерал-лейтенант Китаев/ специалист инженерно-технической службы/. Таким образом, специалисты всех главных видов советских вооруженных сил были советниками Жукова в его поездке.
Жуков посетил все важнейшие военно-учебные центры страны, военно-учебные заведения, военно-морские и воздушные базы, центры военной индустрии, присутствовал на полевых и штабных занятиях и учениях, проводил беседы и читал доклады в военных школах и в гарнизонных офицерских собраниях.
Инспекционный маршрут советской военной делегации выразился следующим списком его посещений:
24.1. -Дели-Прибытие советской военной делегации и официальная встреча индийскими военными властями.
25.1. — Дели — Посещение в Радж-Гхат места кремации Ганди.
26.1. — Дели — Прием делегации у Неру и вице-президента республики. Присутствие делегации на параде в честь 7-й годовщины независимости Индии.
27.1. — Присутствие на слете военно-спортивных организаций и состязании авиамоделистов.
28.1. — Дехра Дун — Осмотр военного колледжа и 58-го гуркского учебного центра/на севере Индии/.
29.1. — Сахаранпур — Ознакомление с учебным полигоном у Гималаев, служащим для подготовки горных войск; осмотр школы верховой езды и военно-коневодческой фермы.
31.1. — Пуна — Осмотр Национальной Академии обороны в военном городке Кхадаквасла /22 км. от Пуны/.
1.2. — Бомбей — Прием Жукова общественными представителями города; осмотр военно-морской базы; прием у начальника учебного центра военно-воздушных сил.
2.2. — Бангалор — Осмотр военно-инженерного авиационного колледжа.
2.2. — Кочин — Осмотр военно-морской базы и учебного центра Вендурути.
3.2. — Кочимбатор — Прием министром штата Мадрас по пути в Веллингтон.
4.2. — Веллингтон — Осмотр военного Штабного колледжа.
5.2. — Мадрас — Прием в гарнизонном собрании.
6.2. — Мадрас — Осмотр государственного железно-дорожного завода.
7.2. — Визагапатам — Осмотр центра судостроительной промышленности.
7.2. — Калькутта — Осмотр завода Хиндустан-моторс /первенца индийской машиностроительной промышленности/.
8.2. — Агра — Присутствие на параде воздушно-транспортной части воздушных сил Индии, присутствие на демонстрации парашютных войск.
9.2. — Дели — Возвращение в столицу Индии.
-Дели — Прием у начальников штабов индийской армии, морских и воздушных сил; прощальный визит у Неру.
Эта календарная таблица посещений и осмотров, проведенных Лаковым, указывает на деловой характер его поездки. Характерным в этих посещениях является: сведенная до минимума парадная сторона визита, ограниченное количество посещений строевых воинских частей индийской армии и упор на инспекцию военно-учебных учреждений страны /военные училища, академии, учебные центры/. Эта особенность визитов Жукова становится понятна при учете нынешней эволюции индийской армии. Данные о состоянии индийской армии в начальный период независимости Индии/1949-51 гг./ и данные правительственного индийского справочника «Индия 1955″, дают об этой эволюции достаточное представление. Так, более чем 350 миллионная страна имела в 1950-51 годах постоянный состав своих вооруженных сил в следующем размере:
300.000 — кадровых войск всех видов вооруженных сил,
100.000 — войска отдельных индийских княжеств,
130.000 — территориальная армия,
167.000 — резерв «национального кадетского корпуса»/организации военно-спортивных обществ/.
Организационно вооруженные силы Инции состояли:
- Армия — 6 пехотных дивизий, бронетанковая дивизия, несколько отдельных воздушно-десантных и танковых бригад.
- Воздушные силы — 13 авиаэскадрилий /т.е. около 220 самолетов/.
- Флот — крейсер, 3 эскадренных миноносца, несколько сторожевых кораблей, ограниченное количество охотников и судов разного назначения.
Вербовочная система комплектования была сохранена и после провозглашения независимости Индии. Офицерский командный состав в армии проходил военную подготовку в индийских военных школах; организация и боевая подготовка проводилась по английским уставам/до 1953-54 гг. под руководством английских инструкторов в индийской армии/. Командный состав для воздушных сил и флота обучался в военных школах Англии. Вооружение и военная техника закупались в Англии и США.
Основной тенденцией развития индийских вооруженных сил за годы, истекшие со времени начала независимости Индии являлось; осуществление эмансипации от влияний прежней метрополии и национализация индийской армии; стремление к созданию современной армии с соответствующим оснащением и подготовленным для условий современной войны командным составом. Мероприятия для осуществления этих целей заключались: а/в национализации армии путем замены остававшихся в армии офицеров английской национальности индусами/ныне имеется лишь ограниченное количество англичан на ролях советников-специалистов/; разработка и внедрение в армию индийского командного языка /Хинди/ и военных терминов;
б/ в создании отсутствовавшей до этого собственной индийской военно-научной организации:
исследовательских учреждений для военных наук, военно-технических школ для флота и воздушных сил, военных академий и колледжей, штабного колледжа/ колледжа генерального штаба/;
в/ в основании собственной военной индустрии.
Трудности встреченные индийским правительством на этом пути — очевидны. Ряд крупных успехов был осуществлен: не только армия, но флот и воздушные силы имеют возможность подготовлять свои командные кадры самостоятельно. Этим объясняется интенсивное развитие учебных центров, военных школ и колледжей, охват молодежи военной подготовкой в военно-спортивных организациях /национальном кадетском корпусе/ в размерах превышающих по сути дела потребности малочисленной /лишь немного больше болгарской и чешской армий/ индийских вооруженных сил. Данное развитие указывает на определенную тенденцию предстоящего еще разворачивания индийской армии.
Однако, ряд узких мест, в виде отсутствия индийских кадров знакомых с новейшей техникой, недостатка высшего командного состава, знакомого с военно-научным состоянием современного военного дела, отсутствия самой новейшей техники в индийской армии и ее военно-научных центрах, — все это затрудняло развитие индийских вооруженных сил.
Если принять еще во внимание доминирование английской военной доктрины, которую автоматически получила Индия как наследство от своей бывшей метрополии, строившей ее вооруженные силы, и желание полностью эмансипироваться от влияния своей бывшей метрополии — становится понятна цель приглашения нейтралистическим правительством Индии специалиста из СССР.
Как стало известно, приглашение маршала Жукова, в Индию имело место именно по инициативе начальника «Академии национальной обороны» генерала Хабибуллы, передавшего Хрущеву и Булганину при их визите в Индию в ноябре 1955 г. пожелание о посещении Индии маршалом Жуковым, что свидетельствует о силе эмансипационных настроений от Запада именно в рядах индийских вооруженных сил.
Метод инспектирования Жуковым военно-учебных центров Индии, содержание его доклада в Штабном колледже в Веллингтоне, и характер совещания с высшими руководителями индийских вооруженных сил указывает на поставленную ему задачу всемерно содействовать Индии в развитии ее вооруженных сил. Отчеты советской специальной прессы дают об этом наглядное представление. Так,
1/ 24.1. — в министерстве о бороны Индии состоялась встреча Жукова И его спутников с начальниками штабов всех трех видов индийских вооруженных сил/армии, флота, авиации/в присутствии всех начальников управлений этих штабов. Беседа затронула ряд проблем, в том числе проблемы развития инженерных войск и роли бронетанковых соединении в современную войну. Одновременно с тем ген.-полк. Павловский совещался с индийскими специалистами боевой подготовки войск о методах ее в советской армии, ген.-лейт. Дагаев — с представителями индийской военной авиации.
2/ 4.2. — в Штабном колледже в Веллингтоне, являющимся курсами усовершенствования командного состава и штабных офицеров, маршал Жуков выступил с пространным докладом. Кроме краткого исторического обзора о советской армии и 2-ой мировой войне на Восточном фронте, Жуков уделил внимание ряду основных военных проблем современности: характеру и формам возможной войны будущего, роли термоядерного оружия в будущих войнах, влиянии на стратегию и тактику нового оружия, роли сухопутных сил, флота и воздушных сил при применении атомного оружия, значению способности творчески решать вопросы организации армии и ведения боевых действий. В этом докладе Жуков коснулся и недавнего доклада фельдмаршала Монгомери, прочитанного тем в технологическом институте в США, подчеркнув свою иную точку зрения на ряд проблем, как например: характера и «фаз» будущей войны, значения авианосцев во флоте и т д. «
3/ Посещение Жуковым военных школ, колледжей и учебных центров сопровождалось критикой некоторых методов обучения индийской армии: инженерных войск в обороне, пехоты в ближнем бою, строевой подготовки по английским уставам и методам, излишнего увлечения кавалерийским обучением, указанием на отживание не только кавалерии, но и вьючного снабжения в горах, долженствующего быть замененного вертолетами, условностей и упрощений некоторых штабных учений.
Наряду с тем ряд индийских методов обучения, как например, в области физической подготовки, тренировки горных войск, техники политико-просветительной работы в войсках, — нашли одобрение Жукова и, можно ожидать, будут применены и в советской армии, судя по откликам советских корреспондентов, описывающих путешествие советской военной делегации.
Эта инспекция Жуковым вооруженных сил Индии сопровождалась попутно его политическими выступлениями. Наряду с общими пропагандными положениями о «мире», «сосуществовании», «дружбе» и напоминаниями о многовековом угнетении капиталистами индийского народа, Жуков резко выступил против «доктрины Эйзенхауера» в отношении Ближнего Востока и отмежевался от приписываемой.ему дружбы с Эйзенхауером /»остался ли Эйзенхауер тем человеком, которого я знал как солдата — не знаю»./Кроме того многократное подчеркивание «прославленных качеств индийского солдата»,»лучшего во всей английской армии», иронические замечания по адресу англичан и американцев, снабжающих вооруженные силы Индии устарелым вооружением и снаряжением, указания на готовность советского правительства продолжать поддержку борьбы народов Ближнего и Среднего Востока за их независимость и высказывания благодарности индийскому народу за поддержку этой борьбы — дополняли политическую сторону выступлений советского маршала.
Эти выступления военного министра и первого кандидата в члены Президиума ЦК КПСС Жукова явно указывают и на политические цели его визита. Дальнейшее забивание клина между азиатскими народами и Западом, столь явно проявившееся при поездке Булганина и Хрущева в Индию в 1955 г., было возложено ныне на советского маршала. Кроме того, в цели посещения входило установление тесного контакта с Индией и влияния на индийскую армию, полное вытеснение из индийских вооруженных сил остатков английского политического влияния, создание атмосферы недоверия в отношении США, демонстрирование мощи СССР и готовности оказать содействие Индии.
Политическое значение установления советского влияния и протектората над индийскими вооруженными силами приобретает для советского руководства особое значение по двум причинам. С одной стороны, индийская армия играет важную роль в социальной жизни страны, с другой — она приобретает все растущее значение в роли интернациональной полицейской силы ООН при разрешении ряда локальных конфликтов, как, например, это имело место в Корее, Индокитае, и ныне в зоне Суэцкого канала.
Роль индийской армии в социальной жизни страны характеризуется тем, что в отсталой и бедной стране индийские вооруженные силы выполняют ряд функций социального обеспечения населения Индии. Так, армия играет важную роль в здравоохранении страны, не имеющей еще достаточно разветвленной системы врачебного обслуживания. Медицинская служба армии выполняет задачи помощи в борьбе с эпидемиями, бесплатном лечении чинов индийских вооруженных сил, устройства профилактических и лечебных пунктов для гражданского населения. Подсобные хозяйства с посевными площадями, которыми располагает армия, имеет задачей оказание помощи населению страны в нужном случае. Совершенно очевидно, что установление советского влияния над индийской армией открывает поэтому широкие возможности влияния и на гражданское население. Значение просоветских симпатий индийских вооруженных сил для политики СССР при выполнении теми международных функций в рамках ООН — более чем очевидно.
Эти возможности усиления советского влияния в Индии через индийские вооруженные силы могут найти благоприятную почву в настроениях самой армии по отношении к советской армии и, в частности, к маршалу Жукову. Приведенные советской прессой приветственные речи индийских военных деятелей, весьма сдержанные в политическом отношении, характерны были прославлением советской армии и ее главного представителя Жукова в мере большей, чем того требует восточный ритуал.
«Мы знаем, что во время 2-ой мировой войны заслуги маршала Жукова в разгроме гитлеровской Германии были больше, чем любого генерала из всех сражавшихся армий…»
Если это отношение и является следствием возможных представлений руководителей индийской армии, что в лице Жукова они встречали в первую очередь представителя государственности соседней дружеской страны, не отдавая себе отчета о роли Жукова, как лица входящего в президиум ЦК КПСС, /представление также весьма широко распространенное и на Западе/, то этим советские возможности влияния на Индию еще более увеличиваются.
Параллельно можно отметить, что ряд мероприятий по усилению воздействия на Индию в виде широкой подготовке нужных кадров уже предпринят в СССР. 2.4.1957 г. советская пресса сообщала, что со второй половины»текущего учебного года в ряде узбекских средних школах Ташкента введено наряду с преподаванием китайского и арабского языков и преподавание языка «Хинди».
Таким образом, стремление индийского правительства к усилению своих вооруженных сил, которое можно было бы считать положительным и для свободного мира, как усиление каждой свободной страны перед мощью агрессивного коммунизма, таит грозную опасность подпадания индийской армии под влияние коммунистической инфильтрации и под техническую зависимость от СССР. Нейтралистические тенденции же правительства Индии делают его положение весьма уязвимым перед советскими «данайцами, дары приносящими». Недавние выборы в индийский парламент, когда в одном из штатов Индии — Керала, с населением более 13 миллионов, индийская коммунистическая партия получила абсолютное большинство, а количество голосов, поданных за коммунистов, во всей Индии удвоилось по сравнению с предыдущими выборами /с 6 миллионов на 12/, составляя более 10% всех выборщиков — наглядно свидетельствуют об этой опасности.
Наконец, приходится отметить важное обстоятельство, облегчающее советским руководителям их работу в Индии. Б то время как в свободном мире и даже в европейских сателлитах влияние окружающей обстановки/более высокого уровня жизни населения, явных преимуществ социального обеспечения населения, превосходства западной техники и цивилизации перед советской/ разлагающе влияют на подсоветских граждан, узнающих эти страны, — подобные влияния не будут существовать в Индии и в неразвитых странах Азии. Следовательно отбор кадров для советской работы в этих странах будет значительно облегчен. Понимание этого обстоятельства проявилось уже как в высказываниях, так и в поведении советской военной делегации в Индии. Так, пробуя пищу при посещении одной из морских баз, Жуков указал на количественную недостаточность питания индийских матросов. Узнав, что паек матроса составляет 1500-1700 калорий /2200 по праздникам/, Жуков отметил, что рацион советского матроса равняется 3750 калориям. Ряд посещений советской делегацией жилищ индийских рабочих, при этом лучших заводов Индии, позволил ей установить, что жилая площадь, зачастую без мебели, составляет для двух семей в 6 человек лишь около 20 кв. метров. Наличие громадного количества нищих, бедность населения и ужасающие санитарные условия также были отмечены советскими корреспондентами, как «наследие колониальной системы». В этих условиях советские специалисты в Индии и в других азиатских странах будут чувствовать себя настоящими «носителями культуры», призванные облагодетельствовать отсталые страны.
Поездка маршала Жукова является поэтому важным этапом в расширении и укреплении сферы коммунистического влияния в нейтральных странах Азии. Если предшествовавшая поездка Хрущева и Булганина в ноябре 1955 г. была названа нами «советским прорывом в Южной Азии», то поездка Жукова может быть охарактеризована, как закрепление и расширение этого «прорыва».
В заключение приходится обратить внимание еще на то обстоятельство, что наряду со своей конечной целью, то есть коммунизацией Индии, советская политика в содействии созданию сильной индийской армии преследует важную ближнюю задачу: создание в тылу правого фланга Багдадского «барьера»- Пакистана, входящего в оборонительную систему свободного мира против коммунистической агрессии, мощного противовеса в лице Индии. Это- очередная задача советской политики. Политические, религиозные и национальные трения этих двух больших государств Индостанского континента используются советской политикой для того, чтобы давлением через Индию на Пакистан вырвать его из орбиты свободного мира.
Для советских реальных политиков, расценивающих силу, по ленинскому определению, как «повивальную бабку» истории, подобное политическое давление на Пакистан требует для достижения их целей усиления вооруженных сил Индии, антагонистической Пакистану. Давление же на Пакистан является одним из звеньев советской борьбы против оборонительных организаций свободного мира НАТО и СЕАТО, что особенно ярко проявилось в последнее время в угрожающих нотах советского правительства Западной Европы в отношении американских баз на их территории.
Н. ГАЛАЙ
Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Другие статьи "Добровольца":
- КОНЕЦ ОДНОЙ ИЛЛЮЗИИ. — Н. СТАРИЦКИЙ
- ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР НА XX СЪЕЗДЕ И В ЦЕНТРАЛЬНОМ КОМИТЕТЕ ПАРТИИ. — Н.Я. ГАЛАЙ
- НОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА В СОВЕТСКОЙ АРМИИ. — Н. Я. ГАЛАЙ
- ЯПОНСКАЯ АРМИЯ ВОССТАНОВЛЕНА
- ЗНАЧЕНИЕ ПОЛЕМИКИ ДВУХ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ ПЕЧАТИ. — Н. СТАРИЦКИЙ
Автор: Н. ГАЛАЙ