ВОРОШИЛОВ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ « ДОБРОВОЛЕЦ
"Доброволец" » №54 » ВОРОШИЛОВ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ



ВОРОШИЛОВ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ


Предпринятая 15.4.57 и длившаяся шесть недель поездка маршала Ворошилова в странах Восточной Азии имела не столько репрезентативный, сколько политический характер. Возвратившись в Москву, Ворошилов на «митинге трудящихся столицы» 30 мая сделал такой вывод из своего посещения 4-х азиатских стран/пятую страну, Бурму, Ворошилов посетил только проездом в Вьетнам и был в Рангуне немного больше часа/:

«Эта поездка еще раз показала, что наша социалистическая родина, славный советский народ — имеют сотни миллионов друзей в странах Востока, что Советский Союз уважают и любят народы стран социализма, а также народы, освободившие себя от колониального гнета…» «Правда», 31.5.57 г.

Мотив о «миллионах друзей в странах Востока» повторяется в речи Ворошилова, в речах иных участников митинга несколько раз. Создается впечатление, что советское руководство было крайне заинтересовано в том, чтобы продемонстрировать перед Западом и особенно перед общественным мнением Соединенных Штатов свое моральное право выступать в предложенных недавно Хрущевым двусторонних переговорах «СССР — Соединенные Штаты», от имени и азиатских народов.

В выступлениях Ворошилова в азиатских столицах/Пекин, Ханой, Улан-Батор, Джакарта/ поражает однообразность их содержания: Ворошилов указывал главным образом на необходимость сохранить «единство социалистического лагеря». В этик странах лозунг «социалистического единства» прозвучал в речах Ворошилова особенно настойчиво.

Если принять во внимание, что Ворошилов посетил КНР как раз тогда, когда Мао выдвинул свой»тезис» о том, что в саду лучше иметь 11 сто благоухающих цветов», чем один цветок и этим объявил общую дискуссию по всем злободневным вопросам строительства социализма в Китае полезной и целесообразной/так же по вопросу об отношениях между властью и народными массами!/, то приходится придти к заключению, что выдвинутая Ворошиловым на первый план концепция «социалистического единства» имеет особое значение и представляет собой попытку повлиять на ход событий у китайского «брата». Насколько вопрос о «единстве социалистического лагеря» является наболевшим для советского руководства свидетельствуют передовые статьи в «Правде» и «Известиях»: в передовой «Правды» от 1.6 с.г., посвященной китайско-советским отношениям, семь раз говорится о необходимости сохранения «сплоченности, дружбы и единства» социалистических народов, а в «Правде» от 18.5., анализирующей развитие Монгольской Народной Республики, — десять раз.

Проблема «единства социалистического лагеря», к которому Ворошилов так настойчиво призывал в Пекине, Улан-Баторе и Ханой, является крайне деликатной для некоторых из этих стран, так как Хрущев и его соратники вкладывают в лозунг «единства» свое советское содержание — примат КПСС среди иных КП и «историческое» значение советского опыта строительства социализма, т.е. универсальное значение «советского пути к социализму». Так понимаемое единство социалистического лагеря не может быть безоговорочно принято в странах народной демократии в Азии, идущими своими путями, в частности для Китайской Народной Республики. Удалось ли Ворошилову сгладить возникшие между GCCP и КНР разногласия — это вопрос, который, вероятно изучает теперь ЦК КПСС на основании докладов одного из лучший советских специалистов по вопросам восточной Азии Федоренко. /Федоренко занимает пост заместителя Громыко как раз по этим вопросам в министерстве иностранных дел/.

Иное задание стояло перед Ворошиловым при посещении Индонезии, не принадлежащей к «социалистическому лагерю». В своих трех или четырех речах Ворошилов выдвинул лозунг окончательной ликвидации колониализма, обращаясь с этим лозунгом через Индонезию ко всем азиатским народам. Само собой разумеется, что пять принципов Бандунгской конференции в действительности выдвигались Ворошиловым, как средство разжигания среди азиатских народов недовольства западно-европейскими странами и США.

Поднятые Ворошиловым в Пекине, Ханой и Джакарте вопросы восточно-азиатской политики несомненно будут обсуждаться во время нового официального визита Мао-Цзе-дуна в Москве, срок которого еще не установлен. Ворошилов передал ему приглашение посетить СССР в ближайшем будущем. Такие же приглашения передали Мао польский премьер-министр Циранкевич и чешский его коллега Широки. После недавнего подписания югославянско-китайского договора о культурном сотрудничестве сроком на 5 лет, не исключается возможность китайского визита и в Белград /по белградским предположениям этот визит сделает не Мао, а Чжоу Энь-лай/. Таким образом, проектируемая поездка Мао в страны Восточной Европы будет содействовать активизации роли КНР на европейском континенте. В какой мере это отразится на политическом удельном весе и дипломатической активности СССР будет зависеть от того, удастся ли советскому руководству восстановить «единство социалистического лагеря» в том смысле, как это единство понимается Хрущевым и его единомышленниками в Кремле.

 

© ДОБРОВОЛЕЦ



Оцените статью! Нам важно ваше мнение
Глаза б мои не виделиПредвзято, тенденциозно, скучноСталина на вас нетПознавательно.Спасибо, помогли! (Вы еще не оценивали)
Loading ... Loading ...



Другие статьи "Добровольца":

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.